МорТуризмСПбВ Петербурге с 4 по 5 июля состоялся V Международном форуме «Морской туризм», который прошел в рамках проекта «Санкт-Петербург – морская столица России». На очередном ежегодном мероприятии в этот раз присутствовало более 300 участников из более чем 40 регионов России, а также представители более 10 зарубежных стран. В состав их делегаций входили, как представляли власти, так и любые другие стороны, заинтересованные в развитии водных видов туризма – как, к примеру, производители судов, так и турфирмы, а также судоходные и операторские компании.
Первое пленарное заседание открыл руководитель Федерального агентства по туризму Александр Радьков. Глава Ростуризм привел тревожную статистику в области круизных видов отдыха. Так, по его словам, ежегодное снижение объема перевозок туристов по воде в России, начиная с 2009 года, составляет около 100 тыс. человек в год. В прошлом году на реках, каналах и озерах страны было перевезено 13,7 млн человек, из которых на чисто туристических либо круизных маршрутах побывали лишь 345,8 тыс. человек. И что самое печальное, это составило лишь 70,9% от уровня предыдущего года.

Более оптимистично складываются дела в сфера морского и паромного туризма. Ежегодно эти составляющие водных перевозок демонстрируют рост пассажиропотока. Причем, отмечают специалисты, есть уверенность, что наметившаяся тенденция сохранится и в дальнейшем. По мнению Ольги Пикерас, операционного директора компании Intercruses, к 2020 году количество зарубежных круизных пассажиров, прибывающих в Россию, должно составить около 1,1 млн человек. В свою очередь, число россиян, отправляющихся в морские круизы, к этому времени вплотную приблизится к показателю в 500 тыс. человек за год.
Не радостная картина в речном круизном бизнесе во многим обусловлена громким крушением теплохода «Булгарии» и последовавшем за тем спадом. Тем не менее, круизная ситуация в нынешнюю навигацию явно улучшается: отмечен устойчивый рост бронирования, составляющий в среднем 30% от прошлогодних показателей. Тем не менее, считают участники рынка, нынешний всплеск продаж не сможет решить всех наболевших проблем речной индустрии. В том числе, и такую принципиально важную, как старение круизного флота. В настоящее время средний возраст действующих судов составляет 45 лет, а замены им нет, и в ближайшее время вряд ли предвидится. Показательно, что за последние годы в России появился лишь один новый речной лайнер, в то время как только в Европе было построено более сотни пассажирских теплоходов. Причем трудности на этом далеко не заканчиваются, среди не менее важных вопросов можно также выделить обмеление рек, слабое развитие береговой инфраструктуры и ряд других.
Весьма скромные результаты пока демонстрирует и яхтенный туризм. Несмотря даже на то, что еще в мае прошлого года в России были созданы все законодательные условия для захода во внутренние воды страны иностранных маломерных судов. За прошлогоднюю навигацию такой возможностью воспользовались всего ...22 иностранные яхты. По словам Александра Радькова, они столкнулись с тем, что на берегу попросту отсутствуют места цивилизованного отдыха, а главное, практически нет топливозаправочных и ремонтных пунктов. Поэтому не удивительно, что в нынешнем сезоне, несмотря на открытие в форте Константин в Финском заливе постоянного пассажирского многостороннего пункта пропуска через государственную границу маломерных, прогулочных и парусных судов – к июлю в городе на Неве их было принято не более ста. Причем, происходит это на фоне того, что в соседних странах Балтике яхтенный туризм достаточно выгодный бизнес. К примеру, ежегодное число заходов иностранных яхт в Таллинн составляет 6 тыс., в Турку – более 10 тыс., в Стокгольм – более 20 тыс., а оплаченные иностранными яхтсменами услуги по использованию инфраструктуры исчисляются десятками миллионов евро.
Впрочем, планы по развитию водного туризма у государства достаточно серьезные. Ростуризм направил запросы в 59 регионов страны. Местным туристическим руководителям предстоит представить предложения по развитию круизного, яхтенного и других видов водных путешествий. И уже осенью намечено принятие соответствующей программы. При этом, по словам главы Ростуризма, достаточно интересные проекты в этой области уже реализуются в Костромской, Рязанской и Калужской областях, в Краснодарском крае и Республике Карелия. А в Калининградской области в поселке Рыбачий совсем недавно открылся первый и единственный в регионе речной пункт пропуска, предназначенный для контроля по оформлению яхт и спортивных судов. Этот проект, отмечает областной министр по туризму Марина Агеева, только начало большой программы по развитию инфраструктуры, способной принимать как большие, так и малые суда.
Есть и другие обнадеживающие наработки. В частности, в Петербурге недавно подписано соглашение о сотрудничестве между городом, региональной спортивной общественной организацией «Яхт-клуб Санкт-Петербурга» и ОАО «Газпром». В соответствии с договором, стороны собираются создать яхтенный порт мирового уровня «Геркулес». Стоимость строительства, финансируемого «Газпромом», оценивается примерно в $60 млн. При этом, что важно, на базе создающегося яхт-клуба в дальнейшем намечается проводить ежегодные детские всероссийские регаты «Оптимисты Северной столицы. Кубок Газпрома», а также международную регату крейсерских яхт Nord Stream Race.
По ходу работы V Международного форума «Морской туризм», его участники провели несколько рабочих сессий и плановых дискуссий, посвященных морскому, речному и яхтенному видам туризма. Также пронимались вопросы подготовки кадров, строительства новых судов и изменения законодательной базы.

Подготовил Иван Коблов