Организовать морские круизы по Каспийскому морю планировалось еще много лет назад. Основная трудность проекта состояла в том, что Каспийское море – по своему характеру штормовое, а потому требовалось надежное пассажирское судно, отвечающее капризам природы. В итоге, необходимое судно было куплено, но говорить об организации постоянных круизов по морю пока рано.

На прошедшей в Астрахани Международной конференции по вопросам развития туризма в Прикаспийском регионе губернатор Астраханской области Александр Жилкин заявил, что пилотный проект по организации морских круизов по Каспийскому морю стартует в апреле 2012 года. По его словам, в настоящий момент разрабатывается маршрут и программа круиза.

Заместитель губернатора Галина Зотеева рассказала, что по планам теплоход будет следовать по маршруту Астрахань – Баку (Азербайджан) – Акзали (Иран) – Туркменбаши (Туркменистан) – Актау (Казахстан) – Астрахань. Глава Ростуризма Александр Радьков считает, что у Прикаспийского региона есть большой потенциал развития круизного и яхтенного туризма. Однако, по его мнению, для развития этих видов туризма в регионе необходимо построить современные суда, модернизировать портовую инфраструктуру, создать современные стоянки и ремонтные базы для яхт, подготовить кадры, унифицироваться визовый режим между странами Прикаспийского региона. По словам Радькова, морской и речной туризм способен привлечь только в Астраханскую область 1 млн российских и иностранных туристов.

Для организации круизов весной этого года был приобретен отвечающее всем требованиям судно "Мария Ермолова". Его пассажировместимость – 220 человек, на нем 65 кают, оно может провозить до 20 автомобилей. Для туристов на борту судна расположены рестораны, кафе, музыкальный салон, бассейн, солярий.

Как сообщил генеральный директор компании "Каспийская круизная линия" Владимир Фиалкин, организовывать на постоянной основе круизы по Каспийскому морю, оперируя только одним теплоходом, возможно только при поддержке государства. "Одного судна не достаточно, чтобы получать прибыль от регулярных круизов, поэтому сейчас теплоход используется в коммерческих целях", - отметил Фиаклкин. Кроме того, по его словам, инфраструктура портов пока не готова к приему пассажиров. "В порту Оля в Астрахани существует только один пропускной пункт через границу, поэтому для того, чтобы пройти пограничный контроль 200 пассажирам потребуется до 6 часов", - сказал гендиректор. Он также добавил, что в порту Актау теплоход вынужден причаливать к зерновому терминалу, который расположен на большом расстоянии от города. "Однако даже там ситуация лучше, чем в порту Оля", - отметил Фиалкин. Помимо этого он рассказал, что компания до сих пор не получила лицензию на пассажирские перевозки. "Когда мы стали заниматься вопросом получения лицензии, то обнаружили, что это очень сложный процесс", - сказал гендиректор. К примеру, сказал он, для получения лицензии необходима специальная компания, которая лицензирует деятельность. "Мы не обнаружили подобной компании на юге России и сами вынуждены были создать ее, - сказал Фиалкин. – На обучение персонала этой фирмы мы потратили большую сумму денег".

Также гендиректор рассказал, что для организации морских круизов по Каспийскому морю необходимо заключить соглашение о морском пассажирском сообщении между пятью странами, которые граничат с морем. "В пассажирском сообщении у нас нулевая база, так как статус Каспийского моря очень сложный", - отметил Фиалкин. Он добавил, что помимо этого странам необходимо взаимно признать пассажирские лицензии, вопросы каботажа, страхования судов и пассажиров, охраны окружающей среды, безопасности мореплавания. Однако, несмотря на существующие проблемы и трудности, Фиалкин выразил уверенность, что у кризов по Каспийскому морю очень большие перспективы.