Похоже, круизному бизнесу в последнее время не везет просто фатально. Летом прошлого года - «Булгария», а теперь вот «Конкордия»... Хотя, конечно же, когда гибнут люди разговор о «везении – невезении» бизнеса вроде бы вряд ли уместен. Однако, положа руку на сердце, нетрудно заметить, что на Costa Concordia, не смотря даже на далеко не лучшее поведение ее команды и капитана, при определенных обстоятельствах последствия могли быть куда как тяжелее. Да и выводы из трагедии, чтобы в дальнейшем избежать подобного, все равно предстоит делать.
Поэтому обратимся к фактам. Круизный лайнер Costa Concordia, вышедший из порта Чивитавеккья, потерпел крушение в Тирренском море неподалеку от итальянского острова Джильо. В ночь с 13 на 14 января он наткнулся на риф, в результате чего с 70-метровой пробоиной в корпусе лег на бок - на риф, на который налетел. На борту судна, круиз на котором должен был закончиться в Барселоне, находилось 3208 пассажиров и 1023 человек команды. В их числе 111 граждан России, включая трех членов экипажа, а также 45 граждан Украины, из которых никто серьезно не пострадал. При этом на 27 января подтверждена гибель 16 человек и еще 17 считаются пропавшими без вести.
Следственные органы Италии выясняют причину трагедии. И по предварительным данным, в том числе и согласно пресс-релизу компании CostaCruises – владельца лайнера, основная вина лежит на капитане судна Франческо Скеттино, который по непонятным пока причинам изменил маршрут следования судна, подойдя слишком близко к берегу. (Вновь, как и с «Булгарией», решающую роль в катастрофе сыграл пресловутый «человеческий фактор», в то время как к технике претензий нет...) Впрочем, следствие еще только в самом начале.
Пока же, появляется обильная пища для различных предположений, в том числе самых невероятных и даже мистических. В частности, вспоминают, что на инаугурации судна его крестная мать чешская супермодель Ева Герцигова не смогла разбить о борт лайнера традиционную бутылку шампанского, что в морской среде считается приметой хуже некуда. Далее, случилась катастрофа, не забывайте, в пятницу 13-го, да к тому же и в год 100-летия гибели «Титаника». А если к тому добавить, что на Costa Concordia находилась внучка пассажирки, которая когда-то плыла на легендарном «Титанике»... Потом, многие пассажиры, находившиеся в тот вечер в судовом театре, не сразу поняли, что теплоход тонет. Они смотрели выступления известного фокусника, а потому вначале думали (а некоторые и до сих пор убеждены), что все происходящее - результат его трюков.
Но вернемся все же к реальности. Как отмечаю наблюдатели, круизная компания CostaCruises вполне достойно выходит из крайне непростой во всех отношениях ситуации, в которую она нежданно попала. Начать с того, что ее службы весьма оперативно и действенно отреагировали на случившееся. Все расходы по приему, лечению и отправке домой благополучно спасшихся пассажиров, в том числе и россиян, осуществлялись за ее счет. В дальнейшем Costa Cruises, не снимая с себя ответственности за катастрофу, обнародовала программу компенсации ущерба пассажирам с затонувшего лайнера. Предполагается покрытие всех их медицинских расходов, полный возврат денег за несостоявшийся круиз и авиаперелеты, компенсация за утраченные вещи, а также аннуляция всех кредитных расходов на борту Concordia. Пострадавшим также предложена скидка на новый круиз в размере 30% от оплаченной суммы за неудавшееся путешествие. Кроме того, представители Costa попросили у российских туроператоров, реализовывавших этот злополучный рейс, контактные данные на всех пострадавших, чтобы с каждым из них лично обсуждать размер компенсаций. В программе ничего не сказано о моральном ущербе, но как считают эксперты, компания наверняка поднимет и этот вопрос.
Наконец, Costa Cruises уведомила своих партнеров и пассажиров о том, что вместо Costa Concordia на круизные линии намечено поставить два судна , которые будут выполнять ее недельные походы по Средиземному морю. В качестве замены предложен лайнер Costa NeoRomantica, который сейчас проходит реконструкцию и обновление, а на водные трассы сможет выйти с 24 марта. Второе судно - Costa Magica, заменит его на маршрутах с 21 мая, и будет ходить по ним вплоть до ноября.
О том, как морская трагедия отразится на состоянии российского круизного рынка, высказывались самые разнообразные предположения, нередко диаметрально противоположные. На первых порах эксперты и профессионалы ожидали как резкого спада продаж, так и его подъема – за счет снижения тарифов на круизные туры, на которое Costa Cruises, по их мнению, просто вынуждена будет пойти. Заметного снижения расценок на круизы компании, по крайней мере, в первые две недели после случившегося, отмечено не было. Да и желающих отправится в морские странствия тоже, в сравнении с прошлым годом, меньше не стало. Более того, многие туроператоры отметили, что такого наплыва круизных туристов у них не было уже давно. Наш рынок воистину не предсказуем! Хотя, туристы и в этот раз, как всегда правы, ведь круизы, не смотря даже на последнюю трагедию, по-прежнему остаются самым безопасным видом отдыха. Не верите – обратитесь к статистическим данным.
Игорь Горностаев
Наша справка:
Круизный лайнер Costa Concordia сошел на воду в июле 2006 года. Строился на итальянской верфи Fincantieri Sestri Ponente. Водоизмещение судна – 112 тыс. т., длина – 290,2 м, ширина – 37,5 м, осадка – 8,1 м. максимальная пассажировместимость - 3,7 тыс. пассажиров, стоимость строительства - 450 млн евро. На теплоходе было 1,5 тыс. кают, 4 бассейна, 5 ресторанов и 13 баров. Аналогичными судами, или, как их называют моряки, sister-ship, являются CostaPacifica, CostaFavolosa, CostaFascinosa, CostaSerena и CarnivalSplendour. Потерпевшее крушение судно принадлежит итальянской компании Costa Crociere (Costa Cruises), которую в 2000 году приобрела круизная корпорация Carnival Cruise. Флот компании на сегодня, включая Concordia, насчитывает 14 судов различного класса.