Mf-G-1016Круизная навигация 2016 года в Петербурге завершилась 11 октября заходом лайнера AIDAmar. После чего в АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» подвели ее итоги и сообщили о планах на высокий сезон 2017 год.

В период летней навигации 2016 года, продолжавшейся с 5 мая по 11 октября, Санкт-Петербург посетили 209 круизных лайнеров. На них в город прибыли 456,5 тыс. туристов. В то же время, отметил коммерческий директор порта Алексей Панфилов, пассажиропоток «Морского фасада», по сравнению с прошлым годом, сократился на 5%. Среди основных причин снижения специалисты порта называют тенденцию цикличности изменения спроса на морские круизы в мире. Дело в том, что каждые 3-4 года на Балтике возникает значительный рост круизного потока, вызванный во многом активной рекламной круизных компаний в определённом регионе.

В 2016 году в «Морской фасад» зашли 14 новых судов, а среди компаний-новичков числятся такие известные операторы, как Hapag Lloyd Cruises, Sea Cloud Cruisesи Windsta rCruises. Вместе с тем основной объем пассажиров по-прежнему приходится на крупные компании - Carnival Corporation, Royal Carribean, MSC Cruises и Norwegian Cruise Line. Их долю в Петербурге составляет 68% от общего числа судозаходов и 82% пассажиров.

В целом же за сезон Петербург принял около 500 тыс. круизных туристов. При этом примерно 20% всех судозаходов и свыше 5% пассажиров город обслуживает на причалах Английской набережной и набережной Лейтенанта Шмидта, а также на Морском вокзале. На них пришлось более 60 судозаходов, доставившие 26 тыс. туристов. Среди прибывших круизных пассажиров преобладают граждане Германии, США, Великобритании, за которыми с небольшим отрывом следуют представители Испании, Канады и Китая.

В следующем году «Морской фасад» собирается увеличить пассажиропоток на 19%, доведя его до рекордного показателя в 543 тыс. пассажиров. Об это также сообщил Алексей Панфилов. По его словам, планируется принять девять новых судов, и в частности, лайнеры MSC Fantasia длиной 333 м, Mein Schiff-6, который прибудет в Петербурге спустя всего несколько дней после инаугурации, Viking Sky — аналог судов Viking Star и Viking Sea, и другие. Всего в 2017 году в порту ожидается 250 судозаходов. Отмечается, что за 7 лет с начала работы «Морского фасада» в Санкт-Петербурге, сюда зашли 1 862 иностранных судна, которые привезли 3,5 млн туристов из 180 стран мира.

Mf-3-1016В то же время, Петербург пока не стал отправной круизной точкой, поскольку посадку туристов здесь осуществляют только 2-3 компании. Как результат, число отправившихся отсюда в круизы путешественников в навигацию 2016 года не превышает 9 тыс. человек. При этом интерес к городу у операторских компаний и пассажиров достаточно высокий. Лишним подтверждением чему в этом году стало признание престижным круизным журналом Cruise critic Санкт-Петербурга самым популярным направлением на Балтике и в Скандинавии. Как отметил председатель городского комитета по развитию туризма Андрей Мушкарев, заходы в Петербург круизные компании выбирают еще и потому, что значительный доход им здесь приносят многочисленные экскурсионные программы для пассажиров.

Чтобы в дальнейшем популярность города продолжала расти, и чтобы превратить его в полноценный центр круизного туризма, необходимо решить ряд задач. Требуется уйти от сезонности, а порта переориентировать из чисто пассажирского в грузопассажирский, что позволит сделать его загрузку круглогодичной. К тому же, по мнению Андрея Мушкарева, одной из наиболее важных задач в ближайшем будущем становится создание национального круизного и паромного оператора. Хотя предварительно этот вопрос должен быть принципиально решен на государственном уровне.

И еще один важный момент. В настоящее время действует 72-часовой безвизового режима для круизных пассажиров. Но необходимо, считают специалисты, распространить его и для тех, кто прибывает в город на Неве самолетами, а убывает на круизных и паромных судах, или наоборот. Что позволит увеличить пассажиропоток только «Морского фасада» вдвое, считает Андрей Мушкарев, до 800 тыс. человек.

Напомним, пассажирский порт «Морской фасад», созданный на намывных территориях Васильевского острова, начал работу в 2008 году. Комплекс включает семь причалов для приема морских лайнеров длиной до 340 метров, а также три круизных и один специализированный круизно-паромный терминал. Принадлежит ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» петербургскому комитету по управлению городским имуществом.

 

Иван Коблов