Накануне праздника Дня России, 11 июня, произошло знаковое событие для отечественной отрасли морских круизов. Лайнер «Князь Владимир» в 23:40 вышел из порта Сочи и отправился в коммерческий круиз по черноморскому побережью страны. Это – первый круизный рейс по Черному морю после перерыва почти в три десятилетия, который с полным правом можно назвать чисто российским.
Проект реализуется в рамках поручения президента РФ Владимира Путина Министерству транспорта РФ от 15 сентября прошлого года, данного по результатам заседания президиума Госсовета в Керчи, и предусматривает возобновление регулярного круизного сообщения по Черному морю. Напомним, в советские времена круизы вдоль черноморского побережья, соединявшие порты Одессы и Батуми, были очень популярны у наших граждан.
Для запуска нового-старого морского направления отдыха ФГУП «Росморпорт», на который были возложены обязанности по его открытию, приобрел пассажирское судно, получившее в дальнейшем имя «Князь Владимир». Оператором лайнера стала специально созданная Росморпортом для его эксплуатации компания «Черноморские круизы», зарегистрированная и базирующаяся в Сочи. Первую презентацию нового турпродукта ее представители провели в рамках мартовской туристической выставки MITT-2017. Тогда же стало известно, что генеральным агентом по продажам круизов на «Князе Владимире» «Черноморские круизы» назначили туроператорскую компанию «Инфофлот». В середине марта она открыла бронирование и продажу черноморских туров на теплоходе.
Чисто российский круизный маршрут
«Князь Владимир» будет совершать круговые рейсы по маршруту Сочи – Новороссийск – Ялта – Севастополь – Сочи. В каждом городе следования намечены продолжительные стоянки, с утра до вечера. А в Сочи и Ялте лайнер проведет два дня. Благодаря этому, считают организаторы, туристы смогут не торопясь ознакомиться с местными достопримечательностями, отправившись самостоятельно на прогулки или же экскурсии, которые можно отдельно приобрести на борту.
В числе предлагаемых экскурсионных вариантов представлены самые интересные места. К примеру, Воронцовский дворец, Ласточкино гнездо и винзавод Массандра в Ялте; завод игристых вин «Абрау-Дюрсо» в Новороссийске; Красная поляна, Олимпийский парк и поездка в Абхазию в Сочи; мыс Фиолент с Балаклавой и джип-тур по пещерным городам в Севастополе и многое другое. Продолжительность программ различна, а цена вполне приемлема: обзорные поездки по городу на 2-3,5 часа стоят от 450 рублей; автобусные туры с посещением музеев на 3-5 часов – от 750 рублей; продолжительные выезды, к примеру, в Абхазию на 8-13 часов – от 1150 рублей.
Стоимость самого круизного тура зависит от сезона и категории размещения. На судне представлены различные типы кают: внутренние без иллюминаторов и внешние стандартные, а также каюты повышенной комфортности. Предусмотрена система скидок для детей, пенсионеров, военнослужащих и сотрудников силовых ведомств. Минимальная стоимость путевки начинается от 25 тыс. рублей. В нее, кроме проживания, входит трехразовое питание и развлекательная программа на борту.
И теперь в течение сезона, каждое воскресенье вечером судно будет выходить из сочинского порта в регулярный круизный рейс. Согласно расписанию, отправление из каждого порта в 19:00, прибытие в следующий пункт назначения в 8:00. Возвращение обратно в Сочи – в субботу утром. Продолжительность путешествия, таким образом, составит 6 дней. Пассажиры также смогут начинать и заканчивать круиз в любом городе захода. Завершающий поход нынешнего сезона намечен на 8 октября.
Долгая жизнь «Князя Владимира»
На борту самого круизного судна намечено проведение различных шоу-программ, танцевальных и романтических вечеров для взрослой аудитории. Юных путешественников тоже ждут познавательные и развлекательные мероприятия. Опытные аниматоры, обещают организаторы, окружат детей постоянным вниманием. Современный тренажерный зал, спа-центр на борту порадуют любителей спортивного образа жизни. На «Князе Владимире» также имеются 3 бассейна, два ресторана, где туристы будут питаться по системе «шведский стол» и «а ля карт», кинотеатр, бары, дискотечная и концертная площадки, спа-зона, магазин беспошлинной торговли.
Что же касается основных технических характеристик судна, то они следующие: валовая вместимость более 9 тыс. тонн, длина 142 метра, ширина – 22,5 метра, количество палуб – 9, число пассажирских кают – 300. Теплоход сможет вместить 800 пассажиров, экипаж и обслуживающий персонал составляют 250 человек.
Нынешний «Князь Владимир» имеет достаточно долгую историю. Он был построен в 1971 году на французских верфях как автомобильный паром под именем Eagle и через несколько лет перестроен в круизное судно. После смены ряда владельцев, в конце 2004 года, его купила израильская компания Mano Maritime и назвала Royal Iris. Лайнер совершал регулярные круизы из порта Хайфа с заходом на греческие острова Крит и Родос, а также в порты Кипра. В 2014 году компания приостановила круизную деятельность лайнера. В ноябре того же года он встал на отстой в греческом порту Халкис (Халкида), где пробыл до последнего времени.
После того, как в нынешнем году судно приобрел ФГУП «Росморпорт», по информации ряда изданий, за $12,7 млн, его в конце марта на буксире доставили на верфи турецкого города Тузлы, где были проведены ремонтные работы, необходимые для присвоения класса Российского Морского Регистра Судоходства. При этом прошли обновление каюты, пассажирские зоны, общественные пространства, заменены ковровые покрытия. Для соответствия требованиям российских стандартов, радионавигационное оснащение перевели с GPS на систему ГЛОНАСС. В конце мая лайнер прибыл в порт Сочи, и сменив свое прежнее имя, стал называться «Князь Владимир».
А 28 мая стартовал его 6-дневный тестовый рейс по намеченному водному маршруту. Участвующие в нем сотрудники «Росморпорта» определяли техническую готовность и комфортабельность судна, выявляли качество взаимодействия гостиничного и ресторанного персонала. Особое внимание было уделено проверке готовности береговой инфраструктуры для приема и обслуживания теплохода в каждом порту, сообщила пресс-служба «Росморпорта».
И вот теперь «Князь Владимир» впервые вышел на линию с пассажирами. Как сообщил генеральный директор «Росморпорта» Андрей Тарасенко, на борту их было 239 человек, или где-то 40%, и еще в каждом порту захода на лайнер сядут по 50-60 человек. Согласно его данным, места на два первых рейса проданы почти на 50%. Продажи путевок на конец июля – начало августа уже сейчас позволяют загрузить судно на 70%.
История и дальнейшие перспективы
Стоит отметить, что попытки восстановить популярные прежде черноморские круизы предпринимались и прежде. Так, в сезоне 2013 года петербургский туроператор «Экспо-тур» организовал морские путешествия на небольшом пассажирском судне Adriana, зафрахтованном за рубежом. Его круговой недельный маршрут проходил через порты Сочи, Анапы, Феодосии, Ялты, Одессы, Севастополя и Новороссийска. Круиз пользовался популярностью, однако скоро события на Украине заставили вначале отменить судозаход в одесский порт. А под влиянием ухудшающейся политической обстановки в 2015 году не состоялись и объявленные походы Adriana в Крым и Турцию.
Кстати, в том же году в Сочи начал ходить лайнер MSC Opera. Правда, прибывал он из Венеции, по пути заходя в другие порты Италии, а также Турции и Румынии. Круизы компании MSC Cruises тоже пришлись россиянам по душе. Однако в следующем сезоне судно отправилось в Карибский бассейн, где стало базироваться в Гаване, а замены ему не нашлось.
О том, по каким маршрутам будет ходить «Князь Владимир» в дальнейшем, сейчас говорить еще рано. Многое, и, в первую очередь, уровень востребованности теплохода на российском туристическом рынке, покажет нынешняя навигация. Тем не менее, в начале текущего года в Минтрансе РФ и Росморречфлоте прорабатывали возможность захода теплохода в зарубежные порты, прежде всего, Стамбул и пункты Болгарии. Как сообщали в ведомствах, представители этих стран проявляли заинтересованность в приеме круизного судна из России. И хотя их наверняка смущало, что лайнер заходит в города попавшего под санкции Крыма, от возможного сотрудничества они не отказывались. Так что перспективы дальнейшего развития круизного движения по Черному морю имеются.
Игорь Горностаев