В 2007 году число круизных туристов в нашей стране выросло по сравнению с 2006 годом на 15%. Ожидается, что в нынешнем году число туристов, путешествующих по рекам и морям России, увеличится не менее чем на 10% по сравнению с показателями прошлого года. Всего в 2007 году в российских круизах побывало около 4,5 млн граждан России и других стран. Было совершено более 1800 круизов, 80% из которых - по Волге и рекам Европейской части страны.

 Сейчас один день пребывания туриста в круизе на теплоходе обходится не менее чем в 3 тыс. рублей. В эту стоимость входит проживание, трехразовое питание, анимационная программа на борту теплохода, экскурсионное обслуживание. В настоящее время круизы по российским рекам совершают 110 теплоходов, что почти в два раза меньше, чем во времена Советского Союза. Одной из основных причин, тормозящих развитие круизного туризма в стране, является нехватка теплоходов, пирсов, причалов; многие реки заболочены и мелководны.

Россия имеет огромный круизный потенциал, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, но там практически не осталось пассажирских теплоходов. При этом спрос на круизные путешествия по России огромен. По словам Геннадия Пилипенко, начальника управления развития внутреннего туризма и государственных туристских проектов Федерального агентства по туризму (Ростуризм), необходимо также восстанавливать и круизы по Черному морю. В планах - открытие круизных маршрутов по Оби и Тоболу, а весной 2009 года впервые в истории будет пущен круизный рейс по Каспийскому морю. Новый морской тур стартует из Астрахани, и за семь дней туристы смогут посетить Дагестан, Иран, Казахстан, Туркменистан и Азербайджан. Морские походы будет выполнять теплоход 1974 года постройки ледокольного типа «Мария Ермолова», рассчитанный на прием 216 туристов. Он принадлежит судоходной компании «Каспийские круизные линии». Первый пробный рейс по Каспию с успехом прошел еще осенью прошлого года.
Круизные компании России в 2008 году планируют увеличить число туристов, путешествующих по рекам и морям страны, как минимум на 10% по сравнению с прошлым годом. Об этом также сообщил Геннадий Пилипенко. По его словам, в Ростуризм уже не раз обращались представители туриндустрии Китая с предложением проводить круизы по Амуру. Но российская сторона ничего не можем им предложить из-за отсутствия теплоходов и заболоченности реки. Также из-за отсутствия круизных судов пока невозможно запустить и круизы по Черному морю из российских портов. Но такие путешествия, считают в туристическом ведомстве, необходимо будет восстанавливать. И первым шагом на пути к этому стало открытие пассажирского сообщения между Новороссийском и Сочи. Намечено открыть и круизные маршруты по Оби и Тоболу.
Иван Коблов