Руководство и сотрудники музея-заповедника «Кижи» разработали проект новой концепции развития этого признанного объекта туризма. В ее создании также приняли участие специалисты московской лаборатории музейного проектирования и организации СПОК. Теперь ожидается ее утверждение в Министерстве культуры России.

 

В настоящее время остров Кижи за 4,5 месяца навигации посещают около 140 тыс. посетителей, а в остальное время года – меньше 4 тыс. Но даже в разгар сезона, поскольку средняя продолжительность стоянки теплоходов составляет не более трех часов, туристы получают возможность увидеть не более четверти от всей экспозиции музея-заповедника. Одновременно нагрузка на южную часть острова, где расположен знаменитый Кижский погост, пребывает на уровне максимально допустимой. В связи с чем, главной причиной, мешающей гармоничному развитию музея-заповедника, авторы концепции считают отсутствие доступного круглогодичного транспортного сообщения острова с «большой землей». Для разрешения давно назревшей проблемы, разработчики предлагают «Кижам» обзавестись собственным пассажирским флотом, а также всесезонным транспортным парком. Его эксплуатацию может взять на себя привлеченная частная компания, но работать она должна по тарифам и графикам, определенным музеем.

Кроме того, на архипелаге требуются новые гостевые дома, дополнительные автомобильные стоянки и водные причалы. Уже ведутся переговоры с компанией, которая может уже в следующем году открыть на островах плавучие причалы с заправками. Причем новые строения предложено возводить, стилизуя под исторические дома на месте исчезнувших деревень. В них же можно будет демонстрировать традиционные обряды и ремесла, селить сотрудников и гостей, размещать реставрационные мастерские, медпункты, торговые точки. Согласно предварительным оценкам, на реализацию концепции потребуется порядка 6,8 млрд. рублей.