Сегодня идет активное строительство скоростных пассажирских судов для Чувашии, Татарстана, Якутии, Ханты-Мансийского АО, Красноярского края, Самарской, Иркутской и Нижегородской областей. Вместе с тем повышение стоимости металла, топлива, ужесточение требований по транспортной безопасности при перевозке пассажиров значительно повышают расходы судоходных компаний, что не способствует развитию перевозок, которые крайне необходимы для регионов. Об этом в ходе прошедшего в начале месяца в Красноярске собрания членов Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта России (АПСРТ) сообщил генеральный директор АО «Чебоксарский речной порт» Ванифатий Шайкин.
В связи с чем, АПСРТ направила в Минтранс РФ предложения по обнулению ставки НДС для пассажирских перевозок. По словам Ванифатия Шайкина, речники предлагают внести изменение в Налоговый кодекс, подразумевающее обнуление налога на добавленную стоимость (НДС) при реализации услуг по перевозке пассажиров речным транспортом. Это относится к поездкам в границах одного субъекта и транзитным пассажирским перевозкам в границах нескольких субъектов при условии их осуществления по единым тарифам, согласованным с органами исполнительной власти, в том числе, с предоставлением всех утвержденных льгот на проезд.
Напомним, президент РФ Владимир Путин ранее утвердил перечень поручений по итогам июльского совещания по вопросам развития речного судоходства. Среди прочего, правительству поручено проработать вопросы по отмене НДС на пассажирские перевозки водным транспортом по городским, пригородным и местным маршрутам.
Рассматривался и еще один важный вопрос. В сентябре 2020 года правительство РФ приняло постановление № 1442. Документ определяет объекты транспортной инфраструктуры, на которые распространяются требования Федерального закона «О транспортной безопасности». К ним отнесли сооружения, в том числе гидротехнические, в составе причалов, портов, пристаней, дебаркадеров, стоечных судов на внутренних водных путях.
В их число попали все паромные переправы и объекты, используемые для посадки-высадки пассажиров, независимо от места их расположения. Согласно документу, к ним предъявляются такие же требования по безопасности, как к пассажирским вокзалам. В результате значительно возросли затраты на содержание причальных сооружений, что привело к закрытию ряда переправ. Об этом на прошедшем в Красноярске собрании заявил руководитель Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта России Александр Зайцев.
Например, на функционирование городского паромного сообщения через Волгу в Тутаеве Ярославской области в рамках указанных требований необходимо финансирование в объеме 3,1 млн рублей с последующими ежегодными расходами 2,5 млн рублей. Поскольку в бюджете райцентра таких средств нет, переправа, ежегодно обслуживавшая 120-130 тыс. человек, прекратила работу. Пассажиры перебираются на другой берег на лодках или на автомобилях в объезд с расстоянием до 100 км.
Выросли и траты на работу пассажирской линии Ханты-Мансийск – Салехард, имеющей 16 остановочных пунктов, на которых установлены понтоны для посадки-высадки поселковых жителей. На выполнение всех требований по транспортной безопасности требуются значительные расходы.
«В связи с вышеизложенным и на основе здравого смысла возникла острая необходимость исключить из подпункта «В» пункта 5 постановления Правительства РФ № 1442 причальные сооружения, понтоны, дебаркадеры и стоечные суда с целью способствовать соблюдению баланса интересов личности, общества и государства», - заявил Александр Зайцев.
Подготовил Игорь Горностаев