Komiss op 2123На форуме «Транспорт России» министр транспорта РФ Виталий Савельев провел первое заседание Комиссии по вопросам развития скоростных пассажирских перевозок по внутренним водным путям Российской Федерации. Комиссия была создана в октябре текущего года для реализации проекта «Речные Магистрали», разрабатываемого Минтрансом РФ в рамках поручения президента России о развитии речных пассажирских перевозок и формировании условий для создания межрегиональных операторов таких перевозок.

В обсуждении приняли участие представители Минтранса и Минэкономразвития, Росморречфлота, администраций субъектов РФ, руководители региональных транспортных ведомств, представители перевозчиков и судостроительных компаний. По словам Виталия Савельева, проводимая ведомством работа полностью соответствует параметрам Транспортной стратегии до 2030 года с прогнозом до 2035 года. «В стратегии также поставлена задача создания единого оператора на опорной речной сети в европейской части России. Практический опыт формирования межрегиональных операторов пассажирских перевозок, модель которых предстоит выработать, послужит решению этой задачи», – подчеркнул министр.

По его словам, при условии реализации мер поддержки отрасли к 2030 году водные пассажирские перевозки по водным путям должны возрасти до 19 млн человек, что более чем в два раза превысит показатель 2022 года. «Успешное достижение этой цели возможно лишь при активном участии регионов. Ускоренное развитие судоходства, опорной сети внутренних водных путей и ликвидация ее инфраструктурных «узких мест» являются ключом к достижению этого показателя», – отметил Виталий Савельев. Участники заседания также обсудили вопрос субсидирования из федерального бюджета части затрат на перевозку пассажиров по межрегиональным маршрутам.

Как напомнил заместитель министра транспорта Александр Пошивай, работа созданной комиссии направлена на выработку механизмов государственной поддержки, координацию деятельности участников проекта и выработку согласованных позиций. На первом этапе работы комиссии прорабатывается реализация проекта «Речные Магистрали» в Нижегородской области, Татарстане и Чувашии. Основной акцент при этом будет сделан, в первую очередь, на развитие новых туристических направлений и мультимодальных пассажирских перевозок.

Для выполнения первого этапа проекта необходимо обеспечить субсидирование из федерального бюджета операционных расходов. При этом государственная поддержка капитальных расходов будет осуществляться за счет предоставления льготных лизинговых платежей. Минтранс РФ на основании данных судоходных операторов, работающих в регионах Приволжья, сформировал финансовую модель потребности в необходимых пассажирских судах и дал прогнозные показатели их деятельности с учетом действующих условий лизинга и уровня операционных расходов.

Александр Пошивай отметил, что в 2023 году по данным судоходных операторов более 75% межрегиональных рейсов по Волге осуществлялись в туристических целях. В связи с этим субъектам предлагается определить объемы выполняемых субсидируемых работ, сформировать их финансово-экономическое обоснование. Что потребуется для дальнейшей проработки Минэкономразвития совместно с Минтрансом вопроса выделения субсидий. Аналогичный механизм уже реализован в рамках федерального проекта «Генеральная уборка». В частности, Росморречфлот получает бюджетные средства для удаления затонувшего имущества и доводит их до региона.

Также на заседании был затронут вопрос внесения изменений в программу льготного лизинга пассажирских судов с целью опережающего строительства четырех скоростных пассажирских судов для использования в Республике Татарстан.

 

Иван Коблов