Vyatka sudoh G 1223Еще 30 лет назад Вятка была полноценной транспортной артерией, по которой ежегодно перевозились тысячи пассажиров и десятки тысяч тонн грузов. Но сегодня из-за обмеления единичные суда ходят по реке лишь в половодье.

 

Амбициозные планы

В этом году распоряжением правительства Кировской области была утверждена «дорожная карта» по восстановлению работы внутреннего водного транспорта в период 2023-2027 гг. Согласно документу, в сотрудничестве с Росморречфлотом и ФБУ «Администрация Волжского бассейна» планируется обеспечить увеличение категории содержания с шестой до третьей на основных участках судового хода Вятки. Работы пройдут в 2023-2027 годах с нулевого по 694,5 км реки. Напомним, водные пути шестой категории – с неосвещаемой обстановкой без гарантированных габаритов, третьей категории – с гарантированными габаритами и также неосвещаемой обстановкой.

 

Что должно обеспечить регулярное судоходство по реке от устья до регионального центра - города Кирова. Дноуглубление в рамках первого этапа «дорожной карты» началось в мае нынешнего года в Котельниче между центральной частью города и микрорайоном Затон. Здесь для обеспечения работы пассажирской паромной переправы планируется углубить участок протяженностью более километра. Помимо этого, работы велись от грузового порта в Кирове до Петровской старицы с целью продления судоходного участка с 5 до 23 км.

 

А что «на местах»?

Пока же Вятка в основном используется для водоснабжения местного населения и предприятий. К примеру, поддерживает работу местного филиала Объединенной химической компании (ОХК) «Уралхим» – одного из крупнейших предприятий России по производству аммиака, аммиачной селитры, сложных удобрений.

Однако в 2019 году Вятка обмелела до крайне низких отметок. Специалисты филиала компании совместно с «Кировводпроектом» провели исследование и выяснили, что без регулирования русла сложности с водоснабжением предприятия возникли бы в течение ближайших нескольких лет. Проблема может коснуться и ТЭЦ-3 города Кирово-Чепецка, водозабор которой находится ниже по течению.

В «Уралхим» приняли решение провести руслорегулирующие работы в районе бывшего острова Деветьяровский. Проект стартовал в 2022 году, его планировалось завершить в ноябре 2024 года. Дноуглубление поручили провести ООО «Водорой».

Основной задачей проекта было восстановление морфологических и гидравлических характеристик русла реки в районе водозаборного сооружения. В частности, необходимо было предотвратить отток воды в нежелательном направлении, замедлить скорость течения на перекате и снизить риск размыва берега в районе острова.

В ходе работ компанией «Водорой» было разработано 1,5 млн кубометров донного грунта. Этот объем был перемещён в размытый правый берег, для предотвращения дальнейшей эрозии. Остров Деветьяровский, таким образом, стал частью правого берега Вятки. Работы были завершены в ноябре 2023 года, с опережением графика на год.

С целью компенсации вреда водным биоресурсам в 2023 году АО ОХК «Уралхим» выпустил более 224 тыс. мальков стерляди в Вятку. Водозаборный узел теперь был обеспечен защитой от обмеления на многие десятилетия вперед.

 

Дополнительный драйвер развития

«За два года нашей работы на Вятке мы не видели ни одного судна крупнее катера. Это и не удивительно, поскольку выше и ниже Деветьяровского летом встречаются перекаты с глубиной до 10-15 см. А на участке, где мы работали, сегодня обеспечена гарантированная глубина в 3,5 метра», - заявил генеральный директор ООО «Водорой» Михаил Сумкин. По его словам, значение проекта по возрождению речного судоходства на Вятке невозможно переоценить. Однако опыт работы компании показывает, что инициатива может получить дополнительное развитие.

«К примеру, «Уралхим» для доставки удобрений потребителям вынужден задействовать железнодорожный транспорт. А мог бы использовать баржи и сухогрузы, которые по Вятке шли бы на Волгу и далее, что, гораздо дешевле. И таких компаний-грузоотправителей в регионе много. Привлечение заинтересованного бизнеса и специалистов по дноуглублению могло бы стать драйвером развития судоходства, обеспечив положительный синргетический эффект для экономики области в целом», - подытожил глава компании «Водорой».

 

По материалам «Морские вести России»