Saymen kanalu 624Власти Финляндии в ближайшее время собираются рассмотреть вопрос открытия Сайменского канала, проходящего по территории Финляндии и России. Об этом 3 июня сообщило РИА Новости со ссылкой на главу офиса комиссара Сайменского канала Сеппо Кюккянена. Напомним, Финляндия с 15 апреля ограничила движение для прогулочных судов по Сайменскому каналу, ссылаясь на возможность предотвратить нелегальную миграцию морским путем.

«Открытие канала - это вопрос, связанный с реализацией договора аренды. Существующие ограничения (на пересечение границы с РФ – ред.) будут соблюдаться, и не будут затрагиваться открытием канала», - приводит слова Сеппо Кюккянена общественный вещатель Yle. Он отметил, что решение этого вопроса, возможно, будет принято в ближайшем будущем.

В 2023 году грузовое движение по каналу отсутствовало, в то же время по нему ходило девять прогулочных катеров. В начале 2024 года властям поступили запросы об открытии канала для переброски судов в море и обратно в озерную систему Саймы. При этом Финляндия призвала Евросоюз к общеевропейскому решению по мигрантам на границе с Россией.

Приграничные проблемы начались в ноябре 2023 года из-за так называемого мигрантского кризиса. Информагентства соседней страны рассказывали тогда о потоке иностранцев, желавших любыми способами попасть в ЕС через российско-финляндскую границу. В основном это были граждане Сирии, Йемена, Сомали и других стран Африки и Ближнего Востока. Итогом стало закрытие всех погранпереходов на границе с РФ кроме железнодорожного, через который проходят грузовые поезда.

Сайменский судоходный канал между озером Сайма в Финляндии и Балтийским морем был открыт в 1856 году, реконструирован в 1963-1968 годах. Его общая протяжённость составляет 57,3 км, из них Финляндии принадлежат 23,3 км, России, соответственно, 34 км. Российская часть канала и прилегающая к ней территория арендуются Финляндией. Максимальная пропускная способность канала за навигационный период составляет 11,5 тыс. судов в обоих направлениях, максимальный грузооборот оценивается в 4,6 млн тонн.

В начале мая появилась информация, что финские власти из соображений экономии планируют отменить или приостановить капитальный ремонт Сайменского канала. Реконструкция предусматривала расширение шлюзов и повышение уровня воды в канале, ее стоимость оценивалась в 95 млн евро.

Ранее сообщалось, что уже в 2022 году интенсивность движения по Сайменскому каналу упала, тогда в навигацию через него прошли всего два грузовых судна и десяток прогулочных катеров. Для сравнения, в 2018 году было зафиксировано прохождение более 700 прогулочных катеров и тысячи грузовых судов.

 

Иван Коблов