Возможно, многие из вас чуть-чуть знакомы с Генеральным планом развития Москвы 1935 года. Согласно этому документу, столица должна была стать образцовым коммунистическим городом с широкими проспектами, величественной архитектурой, огромными парками и другими грандиозными сооружениями. Частью амбициозной задумки были и речные магистрали. В городе планировали проложить пару водных колец. Для них думали использовать некоторые существовавшие участки Москвы-реки, а также Яузы и соединить всё с помощью каналов.
Это не самый известный вариант Генерального плана 1935 года. Эта карта касалась в основном парков и обводнения. Из книги «Генеральный план реконструкции Москвы. Текст. Постановления и материалы», 1936
Зачем же понадобилось всё это обводнение? Во-первых, столица всегда считалась «сухим» городом. Москва-река, особенно в центре столицы, не имела достаточной полноводности. Это видно и на дореволюционных снимках, и фотографиях, сделанных в 1920-х годах. Крупные притоки главной реки города, в первую очередь Яуза, не отличались чистотой. Так что проблема достаточного количества питьевой воды для горожан была очень актуальной.
Москва-река в районе современного Большого Устьинского моста, 1863-1865. Вид с нынешней Котельнической набережной в сторону Кремля. С сайта www.pastvu.com
Во-вторых, если бы ничего не делали, через какое-то время участь Москвы-реки стала бы печальной. За исключением периодов половодья, это была бы обычная канава. В-третьих, широкие и глубокие водные магистрали требовались для судоходства. В стране развивалась промышленность. Чтобы и дальше поддерживать высокие темпы, нужны были новые пути сообщения способные принимать более крупные и гружённые суда.
От Химок до Яузы
Начнём с канала, который получил название «Северный». Оно произошло от расположения будущей водной артерии. Начиналась она примерно от Северного речного вокзала. Согласно генеральному плану, канал должен был соединить Химкинское водохранилище и Яузу. Трасса следования, если опираться на современную карту, такая: от пересечения Ленинградского шоссе и Выборгской улицы; далее по Нарвской и Клары Цеткин; потом по территории Тимирязевского парка параллельно реке Жабенке. В районе нынешнего Красностуденческого проезда канал пересекал бы Дмитровское шоссе. Затем протекал через Останкинский парк и впадал в Яузу.
Северный канал на Генеральном плане развития Москвы 1935 года. С сайта www.retromap.ru
Общая протяжённость Северного канала должна была составить 12,2 км. Ширина вполне соответствовала какой-нибудь приличной городской магистрали: 25 метров. Считалось, что таких габаритов будет достаточно, например, для барж грузоподъёмностью в 500 тонн. Но в целом использовать канал хотели для внутригородских нужд. Поскольку Яузу также планировали преобразовать, и в ней, и в канале должна была быть очень чистая прозрачная вода.
План реконструкции реки Яузы и прокладки Северного канала до Химкинского водохранилища. Из журнала «Наше строительство» за 1937 год (№1)
Изначально закончить работы планировали в 1939 году. Однако их так и не завершили. Считается, что единственное напоминание о некогда грандиозном проекте осталось вдоль Выборгской улицы. Там находится узкий не судоходный канал, который впадает в Верхний Головинский пруд. Появилась эта водная артерия в 1940 году. В интернете можно встретить информацию, что в планах градостроителей мысли о прокладке Северного канала сохранялись чуть ли не до 1960-х. Якобы поэтому тут сделан короткий, но широкий Коптевский бульвар, а пойму реки Лихоборки так и не застроили. Однако документальных подтверждений у этой версии нет.
Придумали ещё до революции
Другим крупным каналом столицы должен был стать Андреевский. Его хотели прокладывать на юго-восток от одноимённого моста на Москве-реке, примерно там, где находится Андреевский монастырь. Трасса на большом протяжении шла вдоль современного Третьего транспортного кольца. Потом уходила немного южнее. Там канал соединялся с Москвой-рекой в районе нынешней Нагатинской набережной.
Андреевский канал на Генеральном плане развития Москвы 1935 года. С сайта www.retromap.ru
Интересно, что идея Андреевского канала не была разработана специально для Генерального плана 1935 года. О прокладке этой водной артерии задумались ещё в середине 19 века. Москва сильно страдала от наводнений. Поэтому инженеры думали, что прокладка ещё одного гидротехнического сооружения вроде Водоотводного канала сможет решить проблему. Но тогда всё так и осталось на уровне обсуждений. А вот после мощнейшего потопа 1908 года власти решили перейти от слов к делу. Инженеры предложили сразу несколько проектов. Самое интересное, что трасса нового канала практически полностью совпадала с той, которую вы видели на Генплане 1935 года.
Как видите, ситуация с наводнениями в городе и правда была непростой. Из журнала «Строительство Москвы» за 1925 год (№10)
В дореволюционные времена так и не получилось начать работы. Обсуждали эту идею и в советский период. В том числе, в середине 1920-х. Но тогда пришли к выводу, что прокладка канала очень сложное и дорогое мероприятие. На тот момент это уже была довольно застроенная территория в черте города. Кроме того, в Нескучном саду пришлось бы красиво оформлять канал. А это ещё больше денег. Тем не менее, потом Андреевский канал всё же появился на Генеральном плане 1935 года. Однако и в этот раз проект не осуществили.
Широкий да длинный
Ещё одной крупной водной магистралью города должен был стать Восточный канал. Он мог похвастаться большей протяжённостью, чем все те, которые мы изучили с вами ранее. В специальной литературе указывали цифру 40 км. Согласно Генплану 1935 года, начинался канал у современного Южного грузового порта, далее шёл через Текстильщики, Кусковский парк, а потом огибал Москву почти как будущая МКАД. Но протекал чуть западнее нынешней магистрали. То есть примерно там, где сейчас находятся Свободный проспект и 15-я Парковая улица. Далее канал держал свой путь в сторону Лосиного острова и Клязьминского водохранилища.
Восточный канал располагается справа на Генеральном плане 1935 года. С сайта www.retromap.ru
Прокладывать канал хотели для того чтобы перенаправить часть судов в обход центра Москвы. В те времена эта часть города (в первую очередь, юго-восток) являлась промышленной окраиной, да и заселена была не очень плотно. Однако планы в жизнь так и не воплотили - судоходного канала не построили. Тем не менее, в какой-то степени замысел всё-таки удалось реализовать. Проложили канал для переброски питьевой воды, который шел по похожей трассе, но уже за пределами столицы. В том числе через посёлок Восточный. Собственно гидротехническое сооружение до сих пор существует.
Генеральный план развития Москвы 1971 года. Справа, скорее всего, изображен канал. С сайта www.retromap.ru
Также можно встретить информацию, что идею прокладки судоходного канала хотели реализовать и в более позднее советское время. А именно - по Генплану 1971 года. На карте действительно есть нечто похожее на судоходный канал, но уже совсем по другой трассе: за пределами МКАД к востоку от столицы. В любом случае, если такой проект и был, то дальше планов дело не пошло, и в жизнь его не воплотили.
По материалам интернет-канала «О Москве нескучно»