Прошедшей весной речные перевозки в России полностью восстановились после резкого спада, связанного с крушением теплохода «Булгария» в июле 2011 года. Параллельно, благодаря мерам государственной поддержки судостроения, принятым после той трагедии, начался процесс «омолаживания» речного флота. Тем не менее, сезон-2014, который, как предполагалось, должен был закрепить тенденцию на восстановление рынка речных круизов, оказался для многих игроков хуже прогнозов. О том, какие планы удалось реализовать, а что отложить на потом, рассказывает генеральный директор компании «Водоходъ» Александр Трофимов.
- Недавно вы сказали, что рассчитываете в сезоне-2015 на рост сегмента речных круизов на 30-40%. Откуда такие надежды, учитывая общую экономическую ситуацию в стране и не самые благополучные итоги завершившейся навигации?
– Да, сезон оказался трудным. Сильно пострадал внутренний рынок. Навигацию пришлось начать на месяц раньше запланированного срока из-за прогнозируемого маловодья в районе Городца. К тому же из-за ограничений прохода судов были закрыты самые дорогие, интересные и продолжительные маршруты на Волге: Самара – Петербург, Казань – Петербург, Москва – Астрахань – Ростов-на-Дону, Москва – Елабуга – Пермь. Круизные компании вынуждены были срочно корректировать маршруты. Трудно было сделать стыковочные рейсы по Городцу, так что до 10% туристов отказались от путевок. Мы были вынуждены отменить до 70 рейсов.
Катастрофическое падение произошло и на въездном рынке. На фоне сложной политической ситуации мы потеряли порядка 24% потока, с марта продажи круизных путешествий по России на зарубежных рынках практически остановились. Снижение спроса можно оценить в 25-30%, а значит, примерно во столько же – и потери прибыли. В следующем году ожидаем дальнейшего снижения въездного круизного рынка – до 50% от объемов 2013 года.