На конференции «Нева-2019», прошедшей на прошлой неделе в Санкт-Петербурге, заместитель председателя Ассоциации водных путей сообщения Финляндии Пекка Коскинен предложил организовать совместный речной круизный тур. Путешествие между двумя странами должно пролегать по водной территориям каждой из них. Маршрут круиза следующий.
Речной круиз по двум странам
Речной поход начинается в Петербурге. Через Ладожское озеро теплоход идет в Карелию, далее следует до финского города Йоэнсуу. Отсда предполагается автобусный переезд в Лаппеэнранту, откуда самолетом либо по воде следует возвращение в Санкт-Петербург. Пекка Коскинен сообщил также, что в Финляндии прорабатываются проекты новых круизных судов, предназначенных для судоходства по Сайменскому каналу, соединявшему две страны.
Директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Юрий Костин, также присутствовавший на конференции, поддержал планы, предложенные финской стороной. А также отметил, что после намечаемого увеличения камер фарватера Сайменского канала, по нему смогут ходить суда длиной до 93 м. Количество круизных пассажиров на линии Лаппеэнранта - Выборг в 2019 году по прогнозу вырастет на 25%, и составит около 20 тыс. человек, сообщил заместитель председателя Ассоциации водных путей сообщения Финляндии Пекка Коскинен.
Путь проходит по Сайменскому каналу
Напомним, этот судоходный канал идет от озера Сайма в юго-восточной части Финляндии до Выборгского залива в России. Он был построен еще в период пребывания Финляндии в составе Российской Империи, и открыт в 1856 году. В 1963-1968 годах это гидротехническое сооружение прошло капитальную реконструкцию. И сегодня канал имеет общую протяжённость с морским фарватером - 57,3 км, из которых Финляндии принадлежат 23,3 км, а России - 34 км.
Управление Сайменским каналом и поддержание его в судоходном состоянии осуществляются финляндской стороной, а поддержание подходного фарватера — российской. Его максимальная пропускная способность за летний навигационный период составляет 11,5 тыс. судов по обеим направлениям. Продолжительность навигации устанавливается ежегодно весной по согласованию сторон в зависимости от текущих ледовых условий. Движение по каналу осуществляется круглосуточно.
Финляндия арендует 19,6 км российской части канала и прилегающую территорию. Первый договор аренды сроком на 50 лет был заключен в сентябре 1962 года. В соответствии с его положениями, финская сторона приняла обязательства в течение пяти лет провести коренную реконструкцию Сайменского канала, а Советский Союз — построить на канале мосты и некоторые другие сооружения. В августе 1968 года реконструированный канал был открыт президентом Финляндии Урхо Кекконеном. В 2010 году подписан новый договор аренды российской части Сайменского канала, который вступил в силу в феврале 2012 года. Срок аренды - до 2063 года.
Модернизация системы судоходства
В рамках проекта Infuture также планируется модернизировать систему судоходства между Россией и Финляндией. Проекта Infuture, финансируемый Финляндией, Евросоюзом и Россией, реализуется первый год по программе приграничного сотрудничества. Предварительные результаты обнадеживают и подтверждают наличие точек роста грузопотоков по водным путям, в том числе за счет переключения с наземных видов транспорта.
По мнению вице-мэра города Лаппеэнранта Юхи Уиллберга, необходимо улучшить инфраструктурные условия для повышения эффективности и конкурентоспособности водных перевозок. Реализация проекта реконструкции шлюзов Сайменского канала, при увеличении длины камер шлюзов на 10 м, позволила бы одновременно увеличить не только грузоподъемность грузовых судов, но и создать условия для развития круизного судоходства.
Проект предполагает системное решение ряда вопросов. В том числе, обеспечения безопасности судоходства при удлинения навигационного периода. Однако особый практический интерес вызвали планируемые пилотные мероприятия по испытаниям АИС-АТОН буев для продления навигации на Сайме и участке трассы Волго-Балта. Интересны и отдельные концептуальные проекты новых судов, включая и круизные, необходимые для плавания по Сайменскому каналу после его реконструкции.
Андрей Алексеев