Заместитель председателя Совета Федерации Инна Святенко 8 февраля провела выездное расширенное совещание на тему «Актуальные вопросы развития речных круизных маршрутов в России». Мероприятие прошло на Южном речном вокзале Москвы. Помимо сенаторов в нем приняли участие генеральный директор Корпорации Туризм.РФ Сергей Суханов, министр туризма и промыслов Нижегородской области Сергей Яковлев, представители Росморречфлота, Российской палаты судоходства, а также министерств промышленности и торговли, финансов, экономического развития и природных ресурсов и экологии РФ. Подробности приводит пресс-служба верхней палаты парламента.
Открывая заседание, заместитель председателя Совета Федерации Инна Святенко подчеркнула, что речные пассажирские перевозки имеют большое значение для экономики расположенных на реках городов и укреплению межрегиональных связей. «Однако, по данным Росморречфлота, 51% протяженности внутренних водных путей в России не отвечают требованиям по стандартным судовым габаритам, а на 62% не обеспечено круглосуточное движение», — сообщила сенатор.
В связи с этим она напомнила, что президентом России поставлена задача — определить приоритетные судоходные пути в стране и рассчитать их финансирование, обратить внимание на проблемы, которые мешают расширить маршруты перевозки пассажиров на воде, убрать «узкие места», которые ограничивают навигацию и снижают пропускную способность водных путей.
Говоря о речном круизном туризме, вице-спикер СФ сообщила, что перевозки пассажиров внутренним водным транспортом осуществляются по территории 60 субъектов Федерации. В 2023 году число туристов, которые выбирают для себя такой вид путешествия, выросло на 20% и составило 9,5 млн человек
Инна Святенко считает, что для раскрытия всего потенциала этого сегмента необходимо обновление и модернизация речного флота, ускоренное строительство новых судов для нужд туризма и пассажирских перевозок, а также выработка системы поддержки частных компаний отрасли, программы льготного лизинга гражданских судов водного транспорта.
Сенатор отметила опыт столицы по развитию речной инфраструктуры и речного флота, где было принято решение возродить регулярные речные перевозки и перевести их в разряд городского транспорта. «Внутригородское прогулочное или рейсовое судоходство на малые расстояния тихоходными судами может стать отличным дополнением не только к общественному транспорту на реке, но и комфортному туристическому маршруту».
Уже сейчас государство ведет активную работу по развитию речного транспорта, отметил первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов. По его словам, существенным шагом в этом направлении стал принятый в ноябре 2023 года федеральный закон, направленный на упрощенное и ускоренное вовлечение в хозяйственный оборот объектов речного порта и иного портового имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
«В настоящее время продолжается работа над перечнем таких объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, а также не востребованных в качестве объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта. Предусмотренная законом возможность применения сокращенной процедуры торгов для таких объектов позволит повысить эффективность их использования. Это правильный шаг: в стране функционирует 84 речных порта, в которых 256 различных портовых сооружений находятся в собственности государства, но 60% из них не функционируют», — добавил Иван Абрамов.
В свою очередь, заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев подчеркнул, что Совет Федерации, являясь палатой регионов, уделяет большое внимание изучению и адаптации успешного опыта развития транспортной инфраструктуры. «В Республике Марий Эл, которую я представляю в верхней палате парламента, на более чем 70 км протяжении Волги до недавнего времени не было ни одной причальной стенки, первая появилась в прошлом году в Козьмодемьянске. Рассчитываем, что их станет больше и таким образом Республика Марий Эл в полном объеме впишется в федеральные программы развития речного круизного туризма», — сказал он.
«По итогам заседания будут выработаны предложения о дополнительных мерах государственной поддержки субъектов Федерации по созданию новых и модернизации действующих объектов инфраструктуры речного транспорта, портов, внутренних водных путей, установления порядка и правил их функционирования», — проинформировала Инна Святенко.
Иван Коблов