VnoKonfGild G 324

В начале нынешней недели, 18 марта, в Москве прошла конференция «Речные круизы и водный туризм: региональный фокус». Она проводилась в Экспоцентре на Красной Пресне в рамках деловой программы международной туристической выставки «Интурмаркет-2024». Организаторами отраслевого мероприятия вновь выступила гильдия операторов и разработчиков инфраструктурных проектов при Московской торгово-промышленной палате (МТПП). Она же, напомним, в октябре прошлого года провела и первую тематическую встречу«Реки. Круизы. Маршруты».

 

Выступают круизные профессионалы

VnoKonfGild 2 324

Нынешний форум открыл заместитель председателя гильдии МТПП Константин Рогов, представив его участников и сообщив предстоящую повестку представленных для обсуждения тем. Первым выступающим стал заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Мохмад Ахмадов. Сенатор особо отметил, что число круизных туристов в России ежегодно растет в среднем на 10-15% и прошлом году их число составило около 400 тыс. человек.

Среди проблем отрасли он назвал рост цен на топливо, увеличение стоимости технического обслуживания судов из-за перебоев с поставками запчастей и комплектующих, отсутствие инфраструктуры для приема судов по ряду направлений. Остановился Мохмад Ахмадов и на процессе увеличения флота. При этом планируется продлить льготы по налогам и страховым взносам на капитальное строительство для отечественных судоходных и судостроительных компаний.

Далее, директор по судоходной политике «Российской палаты судоходства» Анна Исаева, остановилась на законодательных вопросах. Нынешняя «Концепция развития круизного туризма в России до 2024» была разработана в 2020 году и принята правительством РФ в начале 2022 года. К настоящему времени она требует определенных уточнений, а главное, продления до 2030 года.

Что интересно, отдельно подчеркнула Анна Андреевна, до сих пор законодательно не определено само понятие «круиз». Из-за чего нередко на самых разных уровнях возникает путаница, когда к круизным турам относят речные прогулки и даже транспортные перевозки. Не могла представитель общероссийского отраслевого объединения не упомянуть и о положении дел с судовым топливом. Уже сейчас отмечается его пусть небольшой, но всё же рост, а ведь навигация начнется еще только через месяц.

Сергей Абрамов, глава комитета по туризму и гостиничному бизнесу Московской торгово-промышленной палаты и одновременно генеральный директор круизной компании «Цезарь Трэвел», напомнил о застарелой проблеме Городецкого гидроузла. Отсутствие необходимых судоходных глубин на объекте не позволяет речным операторам четко планировать проведение речных походов. Причем, график попусков воды на шлюзе предоставляется им в последний момент, что и усложняют серьезным образом сложившуюся ситуацию. В результате именно круизные компании оказываются как бы виноватыми перед своими клиентами за сбой объявленных ранее расписаний движения теплоходов, заявил Сергей Николаевич.

VnoKonfGild 4b 324

В свою очередь, Анна Исаева попыталась успокоить коллегу и всех присутствующих, отметив, что проблема Городца находится в стадии разрешения: создаются новые шлюзовые камеры и уже в 2025 году вопрос будет урегулирован. В то же время, Росводресурсы объявляют о предстоящих попусках не ранее, чем за месяц, поэтому в ближайшее время процесс прохождения лимитирующего участка останется без изменений.

В своем устном обзоре руководитель комиссии по круизам Российского союза туриндустрии (РСТ) Алексей Расстегаев упомянул целый ряд самых животрепещущих тем отрасли. В их числе – реализация судовладельцами своего турпродукта; взаимоотношения операторов, турагентов и агрегаторов; продвижение речных туров и отсутствие комфортабельных туристических автобусов. Также как никогда остро сейчас перед круизными компаниями, заметил он, стоит отсутствие новых и запустение прежних причалов, особенно на Нижней Волге.

 

О электросудах, яхтинге и студенческих стартапах

Вторая часть конференции была, в соответствии с ее названием, посвящена региональной проблематике. Приглашенные спикеры выступили по следующим темам.

Директор по стратегическим проектам департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Ольга Морозова рассказала о новых электросудах столицы, их работе в качестве общественного транспорта. А также сообщила о готовящемся процессе замены судовых дизелей на электрическую тягу.

Министр по туризму и молодежной политике Пермского края Юлия Ветошкина рассказала о предстоящем запуске в регионе скоростного водного транспорта, новых причалах в Хохловке и Соликамске. Озвучив понравившееся многим лозунг-слоган: «Наполним Камой волжский путь», она сообщила о 80 тыс. круизных туров в крае в 2023 году и росте их годового объема на 25%.

Отраслевую науку на конференции представлял директор Центра стратегического развития внутренних водных путей и·инфраструктуры нижегородского Волжского государственного университета водного транспорта (ВГУВТ) Александр Лисин. По его словам, сейчас происходит становление целого научного направления вокруг круизной отрасли. В качестве ее дальнейшей перспективы ученый назвал освоение малых рек, для походов по которым потребуются новый флот. Студентами ВГУВТ уже разработаны небольшие хаузботы – так называемые «плавучие дачи» и специальные модульные суда.

VnoKonfGild 7 324

Завершала выступления вице-президент Ассоциации развития яхтенного туризма и марин Ольга Шебзухова. Она познакомила собравшихся с планами по дальнейшему совершенствованию этого вида отдыха на реках и морях страны. В том числе и в привязке к малым городам и отдельным территориям России.

Трудно сказать, насколько актуальной сейчас, в преддверии открытия навигации, оказалась вторая часть конференции для представителей круизного бизнеса. В кулуарах встречи, по крайней мере, ее участники после двух-трех слов о самом мероприятии начинали рассуждать о возможном подорожании судового топлива. Что и не удивительно, всех не на шутку напугал прошлый год, когда топливные расценки в сезоне резко возросли почти вдвое. И нынешняя неизвестность, конечно же, не оставляет операторов равнодушными. Даже на фоне наметившегося роста объемов продаж.

Но вернемся к прошедшей конференции. Как отметили многие присутствующие, во второй части она коснулась слишком большого круга вопросов, явно выпадающего из конкретики круизной тематики. Впрочем, в своем заключительном слове Константин Рогов заявил, что организационный комитет мероприятия собирается в ближайшее время провести серию подобных встреч, которые пойдут в различных форматах. И посвящены они будут наиболее важным в круизной среде проблематикам.

VnoKonfGild 5b 324

 

Игорь Горностаев