Булгак-3-815Круизная навигация нынешнего года на российских реках, каналах и озерах пребывает сейчас в самом разгаре. Тем не менее, судовладельцы и операторы уже живут не только нынешним, но и следующим сезоном. И, по сложившейся традиции, в конце июля – начале августа многие из них опубликовали расписание движения своих круизных теплоходов на 2016 год. Сделали это и крупнейшие предприятия индустрии речных круизов страны, объединенные в «Речной Альянс» – «ВодоходЪ», «Инфофлот» и «Мостурфлот». Мы попросили топ-менеджеров этих туроператорских компаний прокомментировать новое расписание, а также рассказать о тех нововведениях и изменениях на речных дорогах, которые они подготовили для своих туристов на навигацию-2016. 

 

 

 

 

 

Смолин 815Коммерческий директор компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин:

 

– Основная отличительная особенность расписания нашей компании на следующий год заключается в его выполнимости вне зависимости от предстоящих навигационных условий, и в первую очередь – на Городецких шлюзах. Даже если опять будут введены ограничения по осадке, все рейсы, заявленные в определенные даты, в любом случае будут выполнены, что достигается за счет оптимизации и грамотного планирования графика движения судов. Во-первых, мы свели количество рейсов с пересечением в районе Городца к разумному минимуму. Во-вторых, составили расписание с таким расчетом, что, когда уровень воды нормальный, теплоход свободно проходит этот участок. Если же опять наметятся ограничения по осадке, то расписания «верхних» и «нижних» судов стыкуются в Городце уже по заранее составленному графику.

Другая особенность расписания следующего сезона основана на высоком уровне популярности рейсов вниз по Волге у московских туристов. И потому мы решили специально под них организовать круизы с отправлением из Нижнего Новгорода и возвращением туда же. Благо поездов из Москвы сюда курсирует огромное количество, при этом стоимость проезда невелика, где-то в районе тысячи рублей. Да и продолжительность поездки составляет от 4 часов – иной раз из центра Москвы до Северного речного вокзала добираешься по пробкам не меньше. Так вот, под этот проект специально ориентирован четырехпалубный теплоход «Константин Коротков». Еще одно преимущество путешествия из Нижнего, к примеру, до Астрахани и обратно – меньшая продолжительность тура, всего 13 суток. Что, понятно, еще и заметно дешевле, чем круиз Москва – Астрахань – Москва, который длится, для сравнения, 21 день.

Сейчас мы находимся в стадии переговоров с РЖД по вопросу предоставления с их стороны блоков мест на нижегородском направлении. Причем не только на «Сапсанах», которые, как известно, дешевыми не назовешь, но и на других поездах, в том числе и фирменных – «Стриж» и «Ласточка». Так что, в следующем сезоне на нижегородском направлении своим клиентам-москвичам мы собираемся предложить пакетный тур «речной круиз + железная дорога». И хотя продажа билетов на поезда дальнего следования начинается от 45 суток, надеюсь, нам удастся сделать так, что наши туристы смогут приобретать перевозку до Нижнего гораздо раньше.

Что касается круизного флота «Водохода», то принципиальных изменений в следующем сезоне здесь не произойдет: все действующие теплоходы и маршруты мы постарались сохранить. Единственное существенное изменение: в нынешнюю навигацию суда «Максим Горький» и «Александр Пушкин» проектов Q-040 были частично задействованы под стыковочные рейсы в Городце. В следующем году ни на каких стыковках эти комфортабельные суда работать не будут, а станут обслуживать туристов, отправляющихся из Москвы в круизы «премиум-класса», главным образом, в 7-дневные туры. Далее, в Санкт-Петербурге остается прежний состав флота нашей компании, в Казани на следующий год вновь будет работать «Александр Суворов», в Самаре – «Семен Буденный». Таким образом, на российском рынке в навигацию-2016 останется то же количество теплоходов, что и в нынешнюю. Скорее всего, продолжатся и совместные рейсы россиян с иностранными туристами, которых и сейчас проводится немало. Их расписание будет опубликовано несколько позже.

Стоит отметить, что реализацию туров следующей круизной навигации, которая раньше всегда стартовала с 1 августа, в этом году наша компания начала с 1 июля. И уже сейчас, месяц спустя, наблюдается достаточно позитивная динамика продаж. Так происходит во многом еще и потому, что мы постарались максимально сдержать рост тарифов, а по ряду маршрутов, оценивая нынешнюю экономическую ситуацию и платежеспособность населения страны, вообще не повысили цены. Хотя стоимость путевок будущей навигации наверняка вырастет, причем уже в нынешнем году. Произойдет это не в ближайшее время, а, скорее всего, в октябре – ноябре, либо уже в декабре. Так что приобретать круизы «Водохода» выгоднее именно сейчас.

В том числе и потому, что наша компания строго придерживается принципа: чем раньше купишь, тем дешевле обойдется. В ходе нынешней навигации, для примера, мы не устраиваем распродаж. Глубоко убежден в том, что лучше заранее установить адекватные цены, чем выставлять неподъемный тариф, а потом в течение сезона терроризировать рынок, объявляя о 50-процентных скидках. Ничего подобного мы не практиковали, и практиковать в дальнейшем не намерены: во-первых, это разрушает рынок предварительных продаж, во-вторых – просто некорректно по отношению к постоянным клиентам.

 

Мих-815Директор по продажам и маркетингу круизной компании «Инфофлот» Андрей Михайловский:

 

– Несмотря на известную склонность нашей компании к инновациям, еще слишком рано говорить об окончательном их списке на будущий год. Расширение флота и маршрутов вполне возможно, но пока «Инфофлот» начал продажи на 2016 год с тем же набором теплоходов, что и в нынешнем году. И в следующую навигацию они работают с мая по ноябрь – вновь, по традиции, круизную навигацию в бассейне закрывает именно наше судно.

Сохранится и нынешняя круизная география. Хотя, конечно же, многие маршруты и экскурсионные программы на них варьируются. Начну с того, что мы продолжим «раскатывать» Вятку, которую открыли для широкой круизной общественности несколько лет назад. В следующем сезоне запланировано два похода по этой сравнительно небольшой реке: от Нижнего Новгорода до Кирова и возвратный рейс из Кирова через Нижний до Москвы. На маршрутах предусмотрены новые стоянки и экскурсионные программы.

Далее, в нашем расписании появится новая зеленая стоянка «Коприно» в Ярославской области, расположенная между Мышкиным и Рыбинском. И это очень хорошая новость для туристов, поскольку на маршрутах верхней Волги сейчас немного таких мест, где можно погулять на природе, искупаться, воспользовавшись обустроенным пляжем. Стоянка в Коприно предусмотрена, главным образом, на непродолжительных 4-6-дневных рейсах. Есть в графике «Инфофлота» на 2016 год пусть уже и не новый, но достаточно редкий заход в город Сарапул на Каме, где еще недавно были проблемы с приемом судов. Теперь же все вопросы согласованы, и в Сарапул пойдет трехпалубный теплоход «Александр Бенуа».

Представлены в расписании два своеобразных круизных тура на теплоходе «Карл Маркс» – по знакомым вроде бы регионам, но с несколько необычной программой. Сентябрьская поездка «Жемчужины верхней Волги» предполагает вечерние посещения театров в городах по маршруту следования – в Ярославле, Костроме и Рыбинске. А во время круиза по Волге и Шексне, проводимом на теплоходе «Солнечный город», и тоже в сентябре, намечен широкий экскурсионный обзор сохранившихся усадеб, таких, как «Карабиха», «Даниловское», «Покровское», «Василево» под Тверью и ряд других.

На следующий год планируется небольшое повышение тарифов на круизы, где-то в районе 7-8%. Пока что, до сентября включительно, действуют сезонные скидки, и, с их учетом, продажи идут, можно сказать, по прежним ценам. Реализация наших круизов на следующий год началась с 28 июля. Оценку еще давать рано, но динамика первых недель продаж оказалась достаточно хорошая. А по ряду направлений, в том числе и по Вятке, спрос вообще превзошел все ожидания.

 

Гонч-815Заместитель директора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова:

 

- Наверняка, сразу же бросается в глаза, что в предстоящем сезоне принципиально изменилось расписание «Мостурфлота» по Оке. Что главное: двухпалубный теплоход «Сергей Образцов» будет работать на этой реке всю навигацию 2016 года. Он станет выполнять короткие круизы с Южного речного вокзала – до Константинова, Рязани продолжительностью 3-4 дня. По краям навигации намечены и длинные окские круизы: это и «московская кругосветка», соединяющая речные вокзалы столицы - Северный и Южный, или же недельные походы до Мурома.

Трехпалубный теплоход «Иван Крылов» в следующем году пойдет до Сосновца, откуда пассажиры, как обычно, на автобусе и катамаране отправятся на Соловецкие острова. Всего будет проведено 5 таких рейсов. Их продолжительность составит от 13 или, с заходом в Санкт-Петербург, 16 дней. Пребывание на Соловках – 2-3 дня, где туристы будут проживать в комфортабельных гостиницах, находящихся недалеко от монастыря. Начнется же круизная работа «Крылова» достаточно рано, с 6 по 8 мая. Потом намечен несколько необычный для этого теплохода 12-дневный круиз Казань – Елабуга, с посещением Йошкар-Олы. По тому же маршруту он пройдет еще и с 5 по 16 сентября. В мае и августе состоятся питерские походы «Крылова», всего запланировано 3 круиза. А завершающим в сентябре станет 7-дневный тур до Плёса.

Теплоход «Николай Карамзин» проекта 301 в следующую навигацию обслуживает и зарубежных – в начале сезона, и российских туристов – с 28 июня. А начнется его путешествие с россиянами также с недельного похода до Плеса. Далее –  пять круговых круизов до Петербурга, которые, при желании, турист может выполнить лишь в одну сторону. В разгар лета есть маршруты выходного дня, запланирован и короткий переход до Костромы. В сентябре намечаются 4- и 7-дневные туры по малым волжским городам. Завершить навигацию на «Карамзине» планируется длинным круизом Москва – Санкт-Петербург – Москва, с 12 по 22 сентябре, и коротким туром с 23 по 25 сентября.

Ну и, конечно же, любимец публики «Михаил Булгаков». В следующем сезоне для любителей круизных новинок на нем готовится сюрприз. Речь идет о не совсем обычном круизе: с 28 июня 2016 года теплоход «Булгаков», выполняя 16-дневный поход, зайдет в Медвежьегорск, откуда его пассажиры отправятся на Соловецкие острова, где в течении двух дней будут знакомиться с удивительной историей и уникальной природой этих загадочных мест. Где-то 3 часа езды на автобусе из Медвежьегорска до Беломорска, дальше, пересадка на морское судно, и непродолжительный переход на Архипелаг. Что тут важно: на Соловки впервые прибудут круизные туристы, путешествующие на четырехпалубном лайнере. А в сентябре на этом же лайнере состоится еще один интересный тур: недельный круиз Москва – Кижи – Москва с 1 по 8 сентября.

Кроме того, на «Булгакове», который по традиции начинает работать с открытия круизной навигации – 29 апреля, на майские праздники намечено несколько непродолжительных рейсов. Короткие и средние круизы по Волге планируются и в дальнейшем – с Плесом, Дубной, Калязином, Угличем. С 29 мая начнется волжско-камский тур «Казань – Елабуга», который продлится по 9 июня. С 20 июня по 2 июля – петербургский рейс с островами. Далее планируется «карельский круиз» - до Санкт-Петербурга с заходом в Медвежьегорск. И в завершающей части навигации, конце августа - начале сентября, «Булгаков» представит «нарезку» из 5-8 дневных туров .

Другие суда «Мостурфлота» - речные лайнеры класса «Люкс», «Александр Грин» и «Княжна Виктория», в следующем году продолжат работать на российском рынке, а также будут обслуживать и иностранцев. Правда, точных дат мы пока не знаем, поскольку переговоры с нашими зарубежными партнерами еще продолжаются. В любом случае, мы будем рады предложить своим туристам уникальные круизы теплохода «Александр Грин» с заходом в Оку. В свою очередь, «Виктория» пойдет в 11-13 дневные походы по линии Москва – Санкт-Петербург, а также в 3-дневные туры на выходные. Замечу, что других судов подобного уровня на коротких рейсах на нашем рынке нет. Что же касается иностранных туристов, то в следующем сезоне с ними будут работать другие теплоходы «Мостурфлота»: «Андрей Рублев», «Илья Репин» и «Леонид Красин».

Теперь относительно тарифов на 2016 год. В настоящее время мы вышли примерно с теми же ценами, с которыми начинали нынешнюю навигацию. К тому же, при бронировании круизов следующего года предлагается скидка раннего бронирования в 10%, которая действует до 31 октября. Она суммируется с 5-процентной скидкой постоянного клиента. Есть у нашей компании и сезонные скидки, которые иной раз доходят до 20-30%. Предоставляются они на ранние весенние круизы и на поздние осенние.

 

Подготовил Игорь Горностаев