V Line m 419О том, что в круизной компании «Волга Лайн» «не все обстоит гладко», в профессиональной и клиентской среде разговоры ходили уже давно, но особо активно об этом заговорили в конце прошлогодней навигации. Причиной тому послужил тот факт, что у речного оператора было отозвано судовое санитарное свидетельство. Однако всё оказалось, скажем так, гораздо сложнее. Об этом нам сообщил Арман Яровиковский, прежде работавший директором круизов теплохода «Александр Свирский», находящемся в ведении «Волга Лайн». Вот что сказано в письме, которое он прислал в редакцию портала «Круиз-Инфо»:

«В навигацию 2017 года я был директором круизов в московской круизной компании «Волга Лайн», арендующей двухпалубный теплоход проекта 305 «Александр Свирский». В речных судоходных компаниях я работаю уже более 20 лет, в том числе занимал должность и директора круизов на разных пассажирских судах. Но в этот раз впервые столкнулся с целым набором серьезнейших нарушений.

Речь идет, в первую очередь, о невыплате заработной платы сотрудникам. Команда в тот год не получила примерно 2,3 млн. рублей, а работники офиса – около 200 тыс. рублей. Имел место также и невозврат денег туристам, которым компания не оказала услугу по договору реализации турпродукта. Отмечались нарушения при заправке топлива – непосредственно с причала, и закупке продуктов, которые приобретались на рынках без сертификатов соответствия. Часть судовой команды была оформлена без трудовых и медицинских книжек, а их дипломы не соответствовали действительности. Также при проверках портконтроля, перед выходом теплохода в рейс, предоставлялись документы «мертвых душ», поскольку без полностью укомплектованной команды его не выпустили бы. Имелся и еще ряд нарушений.

В октябре 2017 года я обращался в Басманную прокуратуру с просьбой провести прокурорскую проверку и защитить мои права и права моих коллег. Проверка произведена была, но частично, и потому не дала никаких результатов. Мы пытались мирным путем решить наш вопрос по зарплате, но у нас тогда ничего не получилось. После того часть пострадавших членов экипажа и менеджеры были вынуждены подать заявления в суд. На сегодняшний день заведены исполнительные дела. Многие туристы тоже обратились в суды о возмещении денег по невыполненным договорам. У компании также оказались задолженности и перед партнерами, которые тогда сняли все свои брони, а туристы в результате остались и без денег, и без круизов.

В прошлом 2018 году теплоход «Александр Свирский» вышел в навигацию с еще более серьезными нарушениями, поскольку сезон 2017 года он завершил раньше срока с серьезной поломкой двигателя. «Волга Лайн» – арендатор судна, не смог достойным образом провести межнавигационный ремонт. Год назад я обращался в Московскую прокуратуру по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте. Вот выдержка из моего письма: «На теплоходе «Александр Свирский» имеется сильнейшая вибрация и гул из-за неотцентрованного вала. Не работает радиооповещение, и в случае аварии туристам невозможно будет сообщить об опасности. На теплоходе отсутствует горячая вода и отопление. Холодная вода течет с явными отклонениями требований СанПиНа – имеется запах солярки».

Теплоход явно не соответствовал требованиям безопасности плавания и санитарным нормам. Тогда же я обратился и в Роспотребнадзор о нарушениях качества бортовой воды. Мне пришел ответ, что нарушения действительно есть, даже было выявлено отсутствие санитарного свидетельства. Однако серьезных мер в отношении компании предпринято не было – был наложен лишь административный штраф.

Обо всех нарушениях и злоупотреблениях, имевших место в прошлом году, я узнавал от туристов, которые мне звонили и писали на форумах. Проработав в круизных компаниях длительное время, я знаю, как должна осуществляться приемка пассажирского теплохода Речным Регистром и санитарными врачами. Поэтому и писал письма во все инстанции по просьбе обращавшихся ко мне клиентов компании, многие из которых, кстати, были уже далеко не молоды. Однако ни один из проверяющих органов должным образом тогда не отреагировал на сложившуюся нездоровую ситуацию. Меня переадресовывали от одной инстанции к другой, иными словами, попросту «футболили». А «Волга Лайн» спокойно продолжала работу, обманывая туристов и проверяющие органы, меняя маршруты, отменяя рейсы и не возвращая деньги.

Результат вполне закономерен - навигация 2018 года закончилась для компании печально. На «Александре Свирском» была выявлена массовая дизентерия среди членов экипажа и туристов. Комиссия из Роспотребнадзора опечатала капитанскую рубку, камбуз и служебные помещения. Но генеральному директору «Волга Лайн» Денису Бурлакову, преследующему явно корыстные цели, все это не помешало. Он дал команду капитану и, сорвав все пломбы, теплоход вышел в очередной рейс.

И только когда судно прибыло в Тверь, проверяющие органы – полиция на водном транспорте городского порта, пришли на борт и попытались остановить круиз. Теплоход был полностью заполнен туристами, и чтобы не создавать паники, компании-арендатору разрешили завершить круизную программу, вернувшись в Москву. После чего судно, на котором требовалось устранить выявленные нарушения, поставили на прикол в Захаркове. Директор круиза А. Воскресенская, работавшая тогда на теплоходе, написала письмо обо всех этих нарушениях, но гендиректор компании Д.Н. Бурлаков вновь не принял его во внимание и никак не отреагировал. И только после постановления суда о приостановке деятельности «Волга Лайн» ему пришлось объявить о завершении навигации на «Александре Свирском».

С сентября прошлого года на этот теплоход ведется продажа путевок на сезон 2019 года. Но их реализацией при этом занимается уже другая компания – некая ООО «Волга Тур». У нее, как я знаю, нет лицензии на пассажирские перевозки и договора аренды на теплоход «Александр Свирский». «Волга Тур» имеет право работать лишь в качестве обычного агентства. Однако во всех документах с туристами, партнерами и на своем сайте она позиционирует себя как туроператор по продаже речных круизов, в том числе и теплохода «Александр Свирский», и даже указывает номер лицензии РТО и страховую компанию. При этом в «Волге Тур» совсем другое руководство, чем у «Волги Лайн» – не исключено даже, что подставное. Тем самым, всех намеренно вводят в заблуждение.

21 марта нынешнего года двухпалубный теплоход «Рихард Зорге» затонул у причала в Белом Городке Тверской области. Это судно тоже находится в ведении компании «Волга Лайн» по договору аренды. В связи с чем, зная о серьезных поломках теплохода «Александр Свирский», меня, а также многих других, очень беспокоит безопасность его туристов и экипажа в предстоящую навигацию.

Надеюсь, на этот важнейший факт обратят внимание, наконец, и компетентные органы, в чьи обязанности входит остановить мошенническую, по моему мнению, деятельность компании ООО «Волга Лайн» – по-другому ее работу за две предыдущие навигации расценивать вряд ли можно. В наших общих интересах – как представителей транспортных властей, так и профессионалов отрасли речных круизов, провести тщательную проверку технического состояния и документации теплохода «Александр Свирский». Ведь никто из нас не хочет повторения громкой трагедии с пассажирским теплоходом «Булгария», имя которого уже стало, к сожалению, нарицательным».

Ознакомившись с письмом, кто-то может решить, что бывший директор круизов сгустил краски или даже зачем-то исказил действительность. И вообще, можно ли всему им изложенному безоговорочно верить? На этот, а также ряд других вопросов, поднятых Арманом Яровиковским, мы предлагаем ответить представителям «Волга Лайн», к примеру, упомянутому выше главе компании Денису Бурлакову. Выслушав одного человека, предъявляющего своим оппонентам весьма серьезные притензии, необходимо узнать позицию и другой стороны конфликта, отрицать который явно нельзя. Такой общепринятый подход, по нашему убеждению, будет вполне справедливым.

 

Подготовил Игорь Горностаев

V Line 3 419