
Первое место среди самых больших морских круизных лайнеров в настоящее время занимают сразу два однотипных гигантских судна: Oasis of the Seas («Оазис морей») и Allure of the Seas («Очарование морей»). На воду они были спущены в 2009 и 2010 годах, соответственно. Их владельцем выступает круизный холдинг Royal Caribbean Cruises Ltd., в свою очередь, занимающий вторую строчку в рейтинге ведущих судовладельце круизных судов мира, уступая лишь американскому концерну Carnival Corporation & plc. Оператором же двух суперлайнеров выступает судоходная компания Royal Caribbean International (RCI).
Длина обоих мегасудов - около 360 м, и что любопытно, точные замеры показали: Allure длиннее Оasis of the Seas на целых ... 5 см. Максимальная ширина лайнеров 60 м или 47 м по ватерлинии, высота – 72 м, вес – почти 223 тыс. т. Экипаж составляет 2,1 тыс. человек, ну а максимальное число пассажиров – 6,4 тыс. человек. На палубах этих гигантов растут настоящие деревья, работают различные аттракционы и карусели, есть фонтаны, бассейны, залит полноценный ледяной каток.

Второе место уверенно занимает круизный лайнер Freedom of the Seas, также принадлежащий RCI. На морские просторы он вышел в 2006 году. Его длина составляет 339 м, ширина – 56 м, высота – 63 м, водоизмещение - 160 тыс. т. Freedom вмещает до 4370 пассажиров, а его команда включает 1360 специалистов. Лайнер весьма похож на плавающий водный парк, поскольку на нем находится множество различных развлечений, связанных с водой: водные горки, бассейны, джакузи, эмулятор волн, аквапарк для детей. В то же время, есть на нем и своя ледовая арена.

Третью строчку в рейтинге крупнейших лайнеров мира занимает Norwegian Epic, построенный в 2010 году. Его владелец – круизная компания Norwegian Cruise Line. Длина лайнера 329 м, ширина – 40 м, вес - 156 тыс. т. На судне-гиганте могут разместиться до 4,2 тыс. пассажиров, а его экипаж состоит из 1730 человек. На борту работает круглосуточная доставка пиццы в номер.

На четвертой позиции находится океанский теплоход Queen Mary II компании Cunard, входящей в концерн Carnival Corporation. В свой первый рейс «Королева Мария 2-я» отправилась в январе 2004 года. Длина судна составляет 345 м. (что можно сравнить с длиной 80 туристических автобусов, поставленных бампер к бамперу), ширина по ватерлинии– 41 м, водоизмещение 151,4 тыс. т. На борту могут разместиться до 2640 пассажиров. Экипаж – 1253 человек.

На почетном пятом месте разместился круизный лайнер Disney Dream круизной компании Disney Cruise Line. Его длина – 340 м., ширина – 38 м., вес 130 тыс. т., вместительность 4 тыс. пассажиров и 1458 членов экипажа. Disney Dream является почти точной копией Диснейленда, но не обычного «наземного», а плавучего. На его борту, кроме того, расположен огромный кинотеатр и аквапарк.

Вторую пятерку лайнеров-гигантов возглавил MSC Splendida, построенный в 2009 году. Он принадлежит итальянской судоходной и круизной компании MSC Cruises. Длина лайнера составляет 333 м., ширина – 38 м., водоизмещение 133,5 тыс. т, пассажировместимость - 3959 человек, экипаж – 1325 человек. Объем внутреннего пространства лайнера, которое составляет 1,5 млн кв. м., больше, чем объем пространства Эйфелевой башни.

На седьмом месте находится лайнер Voyager of the Seas опять же компании Royal Caribbean International. Это круизное судно имеет 17 палуб, из которых 15 - пассажирские. Его длина – 311 м., ширина – 47 м., высота – 63 м., вес 138 тыс. т. На лайнере 3114 пассажирских мест, экипаж –1181 человек. На борту Voyager работает своя телестудия, есть каток, скалодром, трёхярусный театр, баскетбольная и волейбольная площадка, двухпалубная библиотека, мини-гольф и другие развлечения.

Carnival Dream компании Carnival Cruise Lines занимает восьмое место. Построен лайнер в 2009 году, его длина - 306 м., ширина – 37 м., вес - 130 тыс. т. На Carnival Dream могут путешествовать 3646 пассажиров, его экипаж составляет 1367 человек. Круизное судно позиционирует себя как «плавающий луна-парк», на борту которого также находятся сразу несколько кинотеатров.

Девятая позиция ТОП-10 – лайнер Celebrity Eclipse, компании Celebrity Cruises, концерна Carnival. Построен в 2010 году. Его длина – 317 м (что больше длины четырех «Боингов» 747, выставленных в ряд), ширина – 36,8 м., весит он 122 тыс. т. Изюминкой лайнера является газон с зелёной травой в Lawn Club на верхней палубе, который используется для игры в крокет и бочче.

И наконец, 10 место. Его занимает Diamond Princess – самое большое круизное судно компании Princess Cruises, введенное в эксплуатацию в 2004 году. Длина «Бриллиантовой принцессы» составляет 290 м., ширина – 37,5 м, вес - 116 тыс. т, На борту лайнера могут вместиться 2670 человек. Его внутренняя площадь в десятки раз больше площади Букингемского дворца. На судне имеются более 700 кают высокого класса с балконами.
И это далеко не весь крупнейший круизный флот мира. Как отмечают составители рейтинга – специалисты издания SeafarersJournal, круизные суда для него отбирались не по однообразным критериям, а по совокупности различных показателей, в первую очередь: техническими характеристиками и набором предоставляемых услуг на борту, а также уровню роскоши, комфортабельности и дизайна, как внутреннего, так и внешнего – самого судна.

Это что касается размеров пассажирских лайнеров. Но не отстают, а вернее превосходят их, и грузовые суда. А самое крупное из них - катамаран Pieter Schelte, сегодня строится на верфи DSME в Южной Корее. Это так называемое подъёмное судно, которое предназначено для монтажа, демонтажа и перемещения отдельных структур нефтяных и газовых платформ. Длина этого, самого большого в мире морского судна, составит 488 м., ширина – 124 м. Строительство Pieter Schelte должно завершиться в порту Роттердам, куда оно будет доставлено в конце нынешнего года.

Еще одно гигантское судно - Seawise Giant (Knock Navis) имело длину 458,5 м., водоизмещение 565 тыс. т. Оно было спущено на воду в 1979 году. Супертанкер Seawise Giant был настолько огромен, что не мог уместиться ни в Суэцком, ни в Панамском канале, даже Ла-Манш оказался гиганту не по тоннажу. В ходе Ирано-Иракской войны в 1988 году корабль серьезно повредила ракета иракских ВВС, пока тот перевозил иранскую нефть в Персидском Заливе. В результате теплоход затонул недалеко от берега, однако вскоре после войны компания Norman International смогла отбуксировать его в Сингапур, где судно удалось починить и вновь ввести в строй уже в 1991 году, причем с новым названием – Happy Giant. Впоследствии корабль превратили в плавучую платформу, а в 2009 году отправился в свой последний путь – к берегам Индии, где был впоследствии разобран на металлолом.

Пошел на металлолом и танкер Pierre Guillaumat. Его длина: 414,2 м., водоизмещение 555 тыс. т. Он был спущен на воду в 1977 год и ходил под флагом Франции. Этот супертанкер являлся наиболее крупным среди семейства почти одинаковых французских кораблей Batillus. Построен французской компанией Chantiers de l'Atlantique, и спустя всего 5 лет, в 1983 году, был разобран на металлолом в Южной Корее. Та же судьба постигла остальных представителей этого семейства. Это объясняется тем, что коммерческая полезность танкеров подобного масштаба оказалась крайне низкой, поскольку они тоже не мог пройти ни по Суэцкому, ни по Панамскому каналу.

В 2002 году был разобран на металлолом в Пакистане еще один нефтяной супертанкер Esso Atlantic, имевший длину 406,5 м и водоизмещение 517 тыс. т. Правда, прослужил он гораздо дольше, поскольку был построен в 1977 году в Японии.

Из действующих морских судов крупнейшими в настоящее время являются морские теплоходы с двойным корпусом TI Class. Всего с 2003 года было введено в строй 4 идентичных корабля TI Oceania, TI Africa TI, Asia и TI Europe. В 2010 году «Азия» и «Африка» были перестроены в плавучие платформы для хранения и отгрузки нефти.

За ними идут сразу восемь идентичных контейнерных судов серии E-Class датской компании Moller-Maersk Group, чья длина 397 м., а водоизмещение 157 тыс. т. Emma Maersk - первое судно серии, сошло на воду в 2006 году. Оно перевозит различные грузы между Северной Европой и Азией через Гибралтарский пролив и Суэцкий канал. Этот корабль сопровождает довольно дурная репутация: при его строительстве произошел крупный пожар, а в 2013 году в результате повреждения одного из двигателей он потерял управляемость прямо в Суэцком канале. Впрочем, управление тогда все же удалось восстановить.

Судно Vale Sohar относится к семейству самых больших сухогрузов. Его длина 362 м., водоизмещение более 400 тыс. т. Предназначено для транспортировки руды из Бразилии в США. Всего построено уже 30 подобных кораблей c водоизмещением, варьирующимся между 380 и 400 тыс. т.
И лишь за всеми этими гигантскими грузовыми судами можно поставить океанский лайнер Allure of The Seas вместе с братом близнецом Oasis of The Seas. Как это, может быть, и не обидно любителям круизных путешествий по морям и океанам.
После известного голливудского фильма для многих путешественников стало своеобразным правилом, а то даже и ритуалом, сравнивать размеры морских лайнеров со знаменитым «Титиником». Мы тоже завершаем наш обзор общими показателями самого известного, пожалуй, пассажирского теплохода всех времен. Итак, длина этого лайнера, впервые спущенного на воду в мае 1911 года, составляла 269 м., ширина – 28,19 м., высота от ватерлинии до шлюпочной палубы – 18,4 м., вес – 52 310 т. И самое наглядное: пассажировместимость – 2556 человек, обслуживающий персонал – 908 человек. Как видим, если сравнивать «Титаника» с приведенной выше десяткой крупнейших пассажирских судов, то сравнение получается явно не в его пользу. Впрочем, вряд ли стоит удивляться, что за прошедшее столетие мировое судостроение по всем буквально показателям шагнула далеко вперед.

Подготовил Сергей Леонов







