Прошедшим летом между городами черноморского побережья России, после значительного перерыва, началось выполнение круизных путешествий. Курорты этого региона соединил морской лайнер «Князь Владимир». Его еженедельные рейсы стартовали 11 июня и отправились по маршруту Сочи – Новороссийск – Ялта – Севастополь – Сочи. Первый российский морской круиз реализован во исполнение прошлогоднего поручения президента РФ о восстановлении регулярного круизного сообщения на Черном море. Продолжится его выполнение и в следующем году.
Оператором судна стало ООО «Черноморские круизы» – дочернее предприятие ФГУП Росморпорт. Как отмечают в этой компании, новый, точнее возрожденный круизный тур, весьма популярный еще в советское время, на сегодня не только востребован сам, но и делает более привлекательным отдых в России. Он позволяет туристам комфортно перемещаться с одного курорта на другой, способствуя их знакомству с достопримечательностями, находящимися в каждом городе и его окрестностях по маршруту следования. Ведь круизное судно – это своеобразная гостиница на воде, с тем отличием, что почти каждый день туристы оказываются на новом месте.
Компания «Черноморские круизы», которую возглавляет Евгений Барков, базируется в Сочи. Управляемый ею теплоход «Князь Владимир» может принять на борт до 800 пассажиров. Экипаж судна насчитывает, в свою очередь, до 250 человек. В это число входят специалисты по управлению и эксплуатации судна – палубная и машинная команды, а также обслуживающий персонал – службы ресторана и оперативного управления отелем. Возглавляет палубную команду капитан Игорь Алексеевич Еньков, давно служащий на морском флоте, который, кстати, первым в истории провёл пассажирское судно Северным морским путем.
Генеральным агентом по продаже круизов теплохода «Князь Владимир» стал речной оператор «Инфофлот». К его системе бронирования подключено порядка 5 тыс. туристических компаний и агентств России, Белоруссии и Казахстана. Свои обязанности компания выполняет вполне добросовестно, отмечают в «Черноморских круизах», поэтому вопрос дополнительной либо самостоятельной реализации круизных туров на данный момент не стоит.
Повышенное внимание оператор уделяет питанию, а также организации досуговых программ на борту, в том числе развлекательных и анимационных, включая детские. Под контролем и подбор предлагаемых береговых экскурсий, в этом вопросе налажено взаимодействие с рядом ведущих турфирм. В качестве примера экскурсий можно привести предлагаемую в Новороссийске поездку в центр отечественного винного и гастрономического туризма, на завод шампанских вин «Абрау Дюрсо», а в Крыму – на первое предприятие промышленного виноделия России, в Массандру.
«Князь Владимир» выполняет морские походы уже почти три месяца. И что важно, получил множество благодарных отзывов от туристов, в том числе и по такому показательному критерию, как «цена-качество». Динамика продаж круизов за прошедший период также внушает определенный оптимизм. За первый месяц, еще в июне, сообщил Евгений Барков, загрузка судна составляла от 40 до 50% на рейсе. А в конце августа этот показатель, по словам генерального директора компании «Инфофлот Москва» Андрея Михайловского, поднялся уже до 60-70%. В том числе и на сентябрьских рейсах, бронирование на которые, кстати, идет по более низким, чем в разгар сезона, тарифам и активно продолжается. Завершится же морская программа теплохода лишь в конце октября.
Новый круизный продукт, таким образом, оказался вполне востребованным. Надо учитывать, что реализация туров, а вместе с ней и информационная компания круизов на «Князе Владимире» начались только в середине апреля – всего за два месяца до отправления первого рейса. Хотя, как показывает практика, на раскрутку нового лайнера требуется, как минимум, полгода, а лучше год. Тем не менее, положительная динамика налицо, считают в компании «Черноморские круизы». Что, по мнению ее специалистов, станет серьезной заявкой уже на следующую навигацию высокого сезона. Оператор к тому времени собирается выйти на средний объем в 700 путешественников за один рейс. Нынешний год, таким образом, можно рассматривать как инвестиции в сезон будущий.
Работы по подготовке к этому периоду уже начались, сообщил Андрей Михайловский, в том числе и в вопросе ценообразования. Каких-то резких изменений тут не предвидится. Что же касается рекламно-информационной компании, то, как сказал Владимир Никитин, руководитель по информационной политике ООО «Черноморские круизы», заслуживает внимания не столько популяризация отдельного туристического продукта, сколько всей сферы морского круизного туризма в нашей стране. И черноморский маршрут с единственным на сегодня российским круизным судном как раз неразделимо связан с повышением интереса к этому виду отдыха.
В следующем году, отмечают в операторской компании, маршрут по Черному морю вряд ли будет кардинально изменен, возможны лишь его отдельные корректировки. Скорее всего, двухдневная стоянка будет перенесена из Ялты в Севастополь, так как из этого города удобнее добираться до основных достопримечательностей Крыма. Что же касается появления нового пункта захода, то процесс этот весьма сложный. На данном этапе гораздо более важен вопрос межсезонья, считают в компании. На это время прорабатывается, в частности, возможность осуществления круизных туров в турецкие города, в том числе в Стамбул, а также организация паломнических круизов в Грецию и Израиль.
Игорь Горностаев