В 2018 году рынок круизов по Балтике продолжил расти. Как правило, количественные изменения неизбежно ведут и к качественным. Финская паромная компания Viking Line отметил ряд ключевых трендов в 2019 году, которые нашли отражение как в поведении паромных пассажиров, так и в чеке.
В прошлом году резко вырос спрос на здоровое питание на борту. Ни один ресторан на пароме не обходится теперь без блюд из категории «лёгких», вегетарианских, веганских и не содержащих глютен. Традиционно популярен шведский стол, где представлен выбор разнящихся по калориям блюд, подтверждает это правило. В целом спрос на «облегченную» еду и блюда без мяса вырос на 15%. Однако, традиционные деликатесы всё ещё продолжают оставаться наиболее популярными. Среди российских путешественников первое место занимает рыбы, в первую очередь красная, и традиционные скандинавские блюда.
Крепость разливаемых на борту напитков также снизилась. Предпочтение отдается более легким и светлым напиткам, а более крепкие образцы приобретаются реже и в основном на вынос. Для примера, самая дорогая бутылка виски из категории коллекционных была приобретена в прошлом году на пароме Viking Cinderella туристом из России за 25 тыс. евро.
Продажи традиционных беспошлинных товаров в магазинах Duty free на круизных паромах компании, таких как алкоголь и табак, тоже сокращаются. Парфюмерия, косметика и кондитерские изделия пользуются стабильным спросом, а одежда, модные аксессуары и продукты теперь приобретаются чаще. Среди россиян хитом продаж выступают сыры, лёгкий алкоголь и парфюмерия.
Каюты высокого класса стабильно пользовались популярностью среди скандинавов. В 2017 году к ним присоединились пассажиры из России, все чаще выбирающие классы «комфорт», «люкс» и «сьют». В 2018 году тренд укрепился и сейчас порядка 30% всех забронированных на российском рынке кают приходится на категории «комфорт» и выше.
По итогам трёх кварталов прошлого года на долю компании Viking Line пришлось 32,6% всех перевозок пассажиров по Балтике. Почти столько же, 32,2%, составили перевозки автомобилей, а доля грузов была на уровне 17,6%. Предпосылок заметного снижения и увеличения этих цифр по итогам завершившегося 4 квартала и всего года не наблюдается. За то же время паромы Viking Line перевезли около 5 млн пассажиров. Как считают эксперты, четвертый квартал вполне сопоставим с прошлогодним результатом – более 1,5 тыс. человек. Точная цифра и полные финансовые результаты будут представлены в феврале.
Ключевая задача концерна Viking Line в 2018 году заключалась в оптимизации расходов и сокращении себестоимости услуг. Система его оперативного управления была пересмотрена, объем согласований сокращен, а паромные экипажи наделены большими возможностями в принятии самостоятельных решений. Контроль расходов усилен на фоне удешевления шведской кроны по отношению к евро, а также сокращения оборотов Viking Line ввиду модернизации и временного вывода из эксплуатации нескольких паромов.
В 2019 году рынок перевозок пассажиров будет оставаться стабильным, резких перемен не ожидается, считает вице-президента Viking Line по продажам в Финляндии и России Кай Таколандер. Также ожидается, отмечает он, что российский сегмент компании будет понемногу, но стабильно расти. Конкуренция на Балтике при этом только усилится, поэтому паромный оператор продолжит развивать свои сервисы, в том числе, онлайн и мобильные.
По материалам Viking Line