NovFond 720Министерство транспорта России собирается создать фонды развития авиационной и водной инфраструктуры. Они будут финансироваться из различных источников, но в первую очередь за счет бизнеса. Об этом сообщила газета «КоммерсантЪ». 

Что касается водного транспорта, то здесь обсуждается возможность привлечения средств посредством акционирования ФГУП «Росморпорт». Заместителю министра Минтранс РФ Юрию Цветкову при этом поручено проанализировать эффективность и возможные варианты введения платности на внутренних водных путях (ВВП), в том числе пилотный проект платного пользования объектами канала имени Москвы.

Как сообщается, на совещании в Росморречфлоте 17 июля рассматривался как этот вопрос, так и возможность создания водного фонда, по аналогии с дорожным, средства из которого пойдут на поддержание инфраструктуры водных путей. В качестве пилотного проекта на канале имени Москвы рассматривался гидроузел Белоомут. Его пропускная способность после реконструкции должна вырасти на 0,9 млн тонн, с этого дополнительного грузопотока и планируют взимать дополнительную плату в водный фонд. Аналогичная схема может применяться при строительстве Багаевского и Нижегородского гидроузлов.

Рассматривалась и идея частично перенаправить в фонд акциза с дизтоплива, который идет в дорожный фонд, или брать деньги с возвратного акциза, его сейчас получают судоходные компании. Но в отрасли утверждают, что у речных перевозчиков и так самое дорогое топливо, лишать их возвратного акциза — это «сразу убить всю конкурентоспособность». При этом аналогия с автодорогами опасна. В отличие от дорог, требующих крупных инвестиций, основная часть ВВП — дар природы, а за пользование гидротехническими сооружениями и навигационными средствами уже уплачиваются сборы.

Официально новую концепцию не комментируют, но судоходные компании возмущены тем, что отрасль, которая в кризис почти не получила поддержки, вынуждена платить за то, что должно строить государство. В Минтранс сообщили, что эти вопросы еще прорабатываются и комментировать их преждевременно.

Источник в отрасли отмечает, что для корректной оценки ситуации следует сравнить удельные затраты на поддержание ВВП (по нормативам, установленным правительством) и автомобильных дорог, в расчете на единицу пропускной способности этих двух видов транспортных путей. Опасность введения «платы за пользование водными дорогами» заключается в кардинальных отличиях водного от автомобильного транспорта. При высокой капиталоемкости судов, несравнимой с инвестициями в грузовики, ограниченной грузовой базе привязанной к реке, жесткой тарифной конкуренции со стороны естественной монополии ОАО РЖД обременение судовладельцев новым видом обязательных платежей с высокой вероятностью приведет к дальнейшей деградации отрасли, прекращению инвестиций в обновление флота и вымиранию сохранившегося благодаря заказам судов класса «река» и «река-море» гражданского судостроения. Уже сегодня экономика перевозок речной грузовой базы с трудом окупает инвестиции в строительство нового речного флота, даже с учетом субсидирования государством части процентной ставки.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что в условиях, когда объемы господдержки очень ограниченны, рост нагрузки на транспортные компании «даже на уровне первичного обсуждения вызывает серьезные опасения». В первую очередь, отмечает эксперт, это касается водного транспорта, который из-за системного недофинансирования инфраструктуры и бесконечного откладывания ключевых объектов ежегодно теряет миллиарды рублей.

 

Андрей Алексеев