Bosf can m 1224Стамбульский канал – один из самых спорных инженерных проектов современности. Турция хочет построить искусственный пролив, который будет дублировать Босфор и превратит Стамбул в остров.

Начало строительства было положено 26 июня 2021 года. Предполагается, что новый пролив соединит Черное море с Мраморным, протянется на 50 км в длину, будет глубиной 25 метров и шириной 150. Официально, его задача состоит в том, чтобы разгрузить морской трафик через Босфор и снизить количество происходящих там аварий. Правительство Турции готово потратить на это дело 13 млрд долларов. При этом финансирование будет исключительно из внутренних источников, без привлечения иностранных инвестиций.

При этом фактически вся западная часть Стамбула с населением в 10 млн человек превратится в остров. Попасть туда можно будет только через несколько мостов и паромами.

В чём же тут подвох? Всё дело в невыгодной для турков конвенции Монтрё от 1936 года, которая сделала Босфор достоянием всего человечества. Для сравнения, чтобы пройти по египетскому Суэцкому каналу, торговые суда должны заплатить в местную казну в среднем по $10 за тонну. Чтобы срезать путь и выйти в Красное море, корабль с грузом в 100 тыс. тонн, обязан выложить Египту $1 млн. Суэцкий канал, таким образом, приносит Египту $5 млрд в год – это второй по значимости источник пополнения бюджета страны.

В то же время Турция за пролив Босфор не получает вообще ничего. Проход торговым судам по нему бесплатный. И это при том, что морской трафик у Босфора в 2-3 раза больше, чем у Суэцкого канала - 40 тыс. судов против 15-20 тысяч!

Конвенция Монтрё, навязавшая Турции столь невыгодную сделку, была принята под давлением великих держав. Главным аргументом стало то, что Босфор – это природный объект, а потому пытаться на нём заработать несправедливо. Сегодня же правительство Эрдогана намерено вырыть второй пролив, чтобы хотя бы его сделать платным.

А торговым судам понадобится платный Стамбульскому каналу в противовес бесплатного Босфора чтобы сэкономить время. Босфорский пролив действительно перегружен. Чтобы пройти по нему, корабли вынуждены подолгу ждать своей очереди, тратя из-за простоя время и деньги. К тому же, природный пролив довольно сложен для навигации ввиду рельефа и особенности течений.

Bosf can 2 1224Чтобы избежать неприятностей, иностранные суда нанимают турецкого лоцмана, который помогает осуществить трудный проход. К слову, этот «лоцманский сбор», то есть предоставление проводников – один из способов Турции хоть как-то урвать с иностранцев деньги.

Новый Стамбульский канал будет намного удобней для прохода и, скорее всего, не таким дорогим, чтобы от него отказывались. Крупным торговым кампаниям станет выгоднее и безопаснее пользоваться именно им.

Искусственный канал – детище турецкого президента Реджепа Эрдогана, который возводит его вопреки критике собственного населения.

Как сообщается, по предварительным планам проект должны были закончить в 2023 году – к 100-летнему юбилею со дня основания Турецкой Республики, однако позже сроки выполнения отложили до 2027 года.

Сегодня примерно 80% жителей Стамбула выступают против строительства пролива и их аргументы вполне обоснованы. Стамбульский канал изменит солёность Мраморного моря и приведет к вымиранию некоторых видов рыб. Солёным станет пресное озеро Дурусу – важный источник питьевой воды города. Кроме того, канал приведет к засолению и заболачиванию сельскохозяйственных и лесных угодий, а также усилит наводнения. Вблизи Стамбула нет других крупных пресных озёр и рек, питьевую воду придётся завозить из других регионов

Далее, конвенция Монтрё запрещает Турции пропускать через свои проливы военный флот нечерноморских держав определенного тоннажа. Войти в Чёрное море могут лишь небольшие боевые корабли суммарным тоннажем до 45 тыс. тонн и сроком не более 21 дня.

Напротив, флот черноморских держав может проходить через проливы без ограничений. Стамбульский канал упразднит это правило. Турция сможет регулировать трафик по своему настроению, а учитывая, что эта страна входит в НАТО, то ничего хорошего России ждать не приходится.

Таким образом, турецкий мегапроект не только превратит Стамбул в остров, но и станет одним из крупнейших рукотворных сооружений в истории этой страны. Однако он принесёт много неприятных последствий, как для окружающих стран, так и для самих жителей Турции

  

Интернет-канал «Мир науки»