На прошедшем в конце июня национальном форуме «Реки России» заметный интерес профессионалов круизного бизнеса вызвал доклад заместителя генерального директора круизной компании «Мостурфлот» Светланы Гончаровой о работе первого речного лоукостера. Специально для нашего портала Светлана Викторовна представила сокращенную версию своего выступления, которую мы и предлагаем вашему вниманию.
Как все начиналось
Основной круизный контингент компании «Мостурфлот» – постоянные или возвратные клиенты, которых насчитывается более 80%. В то же время, перед нами, как и перед другими туроператорами, всегда стоит задача привлечения новых туристов, и прежде всего тех, которые никогда не практиковали речной отдых. Предварительно мы провели опросы среди москвичей. «Мостурфлот» – компания московская, так что их мнение для нас особо важно. Но, к сожалению, услышать пришлось малоутешительные ответы. Из 30 тысяч опрошенных 68% сказали, что они вообще ничего не знают о речных круизах. А 83% и вовсе считают круизный отдых «морально устаревшим», по их мнению, это – старые теплоходы, совковый сервис. Таковы, как выяснилось, сложившиеся стереотипы.
Естественно, возник вопрос: как можно показать потенциальным клиентам, которые еще ни разу не бывали на речных круизах, что на самом деле ждет их на борту лайнеров. А показать нам есть что. Это лишний раз доказывают наши постоянные туристы, регулярно возвращаясь на наши круизы. Кроме того, опрос также показал, что очень многие люди готовы отправиться в водное путешествие, если цена на него будет доступной. Так ответили около 90% опрошенных.
Чтобы не отпугнуть человека высокими тарифами и дать ему возможность попробовать и принять решение относительно круизного отдыха, перед нами и появилась задача создать вариант недорогого отдыха на речных судах. Однако сделать это в действующих условиях было далеко не просто. Потому изначально было решено принципиально изменить технологию обслуживания туристов так, чтобы безболезненно снизить себестоимость предлагаемого продукта. Соответствующие изменения были проведены, и затронули они, в первую очередь, питание и экскурсионное обслуживание – те составляющие круиза, из которых туристы могут самостоятельно моделировать различные варианты туров по устраивающей их цене.
Круизные составляющие
После чего были заключены договора с партнерами, которые и сейчас помогают нам внедрять на практике теоретически разработанное вначале решение. В результате, мы и пришли к проекту речного лоукостера – круиза, сформировать который для себя может сам турист, приобретя те опции, которые ему необходимы. Проживание в каюте теплохода путешественники покупают изначально. А что касается питания, весьма серьезной тарифной составляющей круиза, то здесь уже появляется возможность выбора. На борту организован ресторан быстрого самообслуживания, посещать который туристам предлагается по своему усмотрению. Или даже вовсе не пользоваться этой услугой, а питаться самостоятельно. Для таких клиентов в ресторане выделено специальное место, где они получили возможность сами разогреть свою пищу.
То же самое относится и к экскурсионному пакету. Дело в том, что многие путешественники прежде уже бывали в намеченных пунктах стоянок лоукостера, поэтому им не требуется, скажем, обзорная экскурсия. Или же отдельная часть из них предпочитает отправиться на берегу по собственным маршрутам. Они могут не приобретать предложные компанией экскурсии, либо приобрести какую-то часть из них, как заранее, так и прямо на борту. Но, в любом случае, накануне захода в намеченный пункт для всех пассажиров проводится лекция о его достопримечательностях, которые можно увидеть, в том числе и самостоятельно. Кроме того, бесплатно выдаются карты городов, куда планируется заход.
«Княжна Анастасия» становится лоукостером
Решение «Мостурфлота» о создании речного лоукостера было принято довольно быстро. Во многом потому, что в компании освободился четырехпалубный теплоход «Княжна Анастасия», несколько лет ранее стоявший под гостиницу на Каспийском море. Это достаточно новое судно проекта 302, одного из лучших на реке, хорошей комфортабельности. За весьма короткий период, всего полтора месяца, его привели в порядок. На борту был проведен масштабный ремонт, заменены отдельные технические узлы, поменялся текстиль, частично и мебель. Одновременно с началом работ, 16 марта, началась и продажа круизов на это судно. В настоящее время навигационная загрузка «Княжны Анастасии» составляет уже более 70%.
При этом мы с самого начала отдавали себе отчет, что, довольно поздно вводя теплоход, тем не менее, сможем его загрузить.Конечно же, по обычным тарифам за такой короткий период продать судно вряд ли возможно. Но, если оперировать ценами лоукостера, такой шанс вполне реален. Что впоследствии полностью оправдалось. Безусловно, была проведена определенная рекламная компания. Однако удачно подобранное определение самого теплохода – «речной лоукостер», дало еще более значительный эффект. Речь идет о реакции средств массовой информации на наше нововведение: ему было посвящено 12 радио- и 18 телепрограмм, а также 357 печатных и интернет-материалов.
Скептики и оптимисты
Скептиков у лоукостера вполне хватало, но на стороне, а не в нашей компании. Более того, весь рынок ожидал скорее отрицательного результата, чем положительного. Чтобы сбавить накал страстей, перед отправлением судна в первый рейс «Мостурфлот» провел «День открытых дверей», показав его всем желающим. А также провез на нем представителей СМИ и блоггеров до шестого шлюза, продемонстрировав «Княжну» в работе. Скрывать нам было нечего: мы в полном объеме подготовили и теплоход, и новую технологию обслуживания туристов на нем, и потому в успехе были уверены изначально.
В результате проведенного мероприятия мы получили очень хорошие отзывы и от профессионалов рынка, и от журналистов. Теперь же не менее приятные отзывы мы слышим и от наших туристов, для кого, в общем-то, все и создавали. Буквально все пассажиры говорят, что повторят круиз на «Княжне Анастасии». Причем многие готовы это сделать уже в нынешнем сезоне. Так что проект речного лоукостера уже сейчас можно с полным правом назвать удачным. Будем продолжать его и дальше. И в следующем году «Княжна Анастасия» начнет работу уже с майских праздников.
В поддержку нового проекта
На поддержку судна были брошены лучшие кадровые силы «Мостурфлота». Так, с самого комфортабельного лайнера нашей компании «Александра Грина» на «Княжну Анастасию» был переведен молодой, но весьма квалифицированный капитан Олег Чижов, один из сильнейших на флоте. А с «Михаила Булгакова» пришел директор круиза, хорошо известный в речной среде Владислав Хасиков. При его участии мы смогли запустить на борту ряд интересных развлекательно-познавательных программ. К примеру, уже полюбившуюся пассажирам программу «Звездное небо круизов», в которой участвуют, в том числе, космонавты и ученые московского и ярославского планетариев. Приглашаем мы также художников, артистов театров, для детей на судне работает анимационная группа, есть и свой тинэйджерский клуб.
Все развлекательные мероприятия входят в минимальный круизный пакет, который в среднем обойдется туристу в 2300 рублей в день. Купившие его, при желании дополнительно оплачивают, кроме питания и экскурсий, только отдельные опции. К примеру, каюты на судне не оснащены телевизорами и холодильниками, но их можно арендовать. Интеренет на судне тоже платный.
Лоукостер на пути становления
Когда мы проводили опрос, то многие его участники отметили, что им нужен турпродукт, удобный для семейного отдыха. Что и было учтено: на лоукостере сделано все для комфортного пребывания всех членов семьи. В частности, на судне открыта детская игровая комната, лучшая на всем речном рынке. Весьма удобен и календарь путешествий: намечено множество недельных круизов, два длинных тура, до Санкт-Петербурга и до Казани – Елабуги, немало и трехдневных круизов выходного дня, которые, кстати, практически полностью выкуплены.
Появились на «Княжне Анастасии», как мы надеялись, и новые туристы. Тем не менее, сейчас на теплоходе преобладают все же постоянные клиенты компании. Как правило, те, кто лично захотел увидеть первый речной лоукостер. Причем многие из них вообще не собирались отправляться в круиз в нынешнем сезоне, в том числе и по финансовым причинам, но интерес пересилил первоначальные планы. Отмечу, постоянные туристы выкупают, главным образом, полный пакет. Хотя есть и значительное количество пассажиров, которые приобретают круиз без питания, или без экскурсий, либо вообще без этих услуг. Или же заказывают, к примеру, только завтрак и ужин. Впрочем, какой вид сервиса на теплоходе эконом-класса стал наиболее популярным, можно будет сказать лишь по завершению навигации.
Подготовил Игорь Горностаев