Port Zavidovo G 921

На эту масштабную стройку нам довелось попасть почти что случайно. Возвращались из Твери, переехали Московское море и вдруг вспомнили, что именно здесь создается новый круизный центр. Вот и решили заехать – если конечно, получится. Получилось. Левый поворот с Ленинградки в районе деревни Мокшино, затем где-то 5-6 километров почти что по прямой, и мы у съезда на грунтовку, проходящую рядом со строящейся широкой дорогой. Тут же стоит домик охраны и большой информационный щит. После коротких переговоров, еще пара километров по бездорожью – и мы на месте.

На билборде при въезде сообщается, что здесь ведется строительство «Комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Волжское море» для обслуживания туристических судов в устьевом участке реки Шоши». Причем, работы по созданию нового пассажирского речного порта на территории особой экономической зоны «Завидово» идут полным ходом. Об этом недавно докладывал губернатор Тверской области президенту России. И в этом мы убедились сами.

Речной порт в Завидове рассчитан почти на 820 судозаходов в год, а его среднегодовой пассажиропоток составит более 200 тыс. человек. Он сможет принимать и обслуживать экскурсионные, прогулочные, спортивные и маломерные суда, а главное – все современные речные лайнеры. Порт, таким образом, станет отправной и конечной точкой для многих многодневных круизов, начинающихся прямо на Волге, а также для прогулочных рейсов в акватории Иваньковского водохранилища - оно же Московское море.

Но все это ожидается в дальнейшем, пока же круизный порт и его окрестности представляет собой огромнейший котлован, ограниченный громадными бетонными стенами – будущими причалами. Навскидку, возможная глубина здесь будет составлять метров 15-20, что годится даже для морских лайнеров.

Port Zavidovo 2 921

Port Zavidovo 3 921

Port Zavidovo 5 921

Строительство акватории порта ведется открытым способом. Многотонные карьерные самосвалы Volvo и «Уралы» вывозят грунт и завозят песок с гравием, идет укрепление причальных стенок, формируется дно бассейна, определяющее в дальнейшем реальную гидрологию.

Port Zavidovo 4 921

Port Zavidovo 7 921

Port Zavidovo 8 921

А вот и сама река Шоша, немного впереди она впадает в Волгу, но из «Завидово этого не видно. Широкие бетонные берега порта устанавливаются на Шоше в ходе текущих строительных работ, они же образовывают и фарватер для входа судов в гавань. Причем, новые берега укрепляются за счет дополнительных металлических свай, установленных за бетонными блоками, а также применения стальных стяжек между ними. Такая мощная конструкция не позволит воде размывать и расшатывать вставшую на ее пути рукотворную преграду.

Port Zavidovo 9 921

Port Zavidovo 10 921

Port Zavidovo 11a 921

Port Zavidovo 11 921

К возводимой акватории порта от Шоши сейчас идет небольшой канал. Но на входе в открытый пока котлован вода сдерживается сравнительно узкой временной плотиной. В дальнейшем, уже на следующем этапе строительства, эта преграда будет ликвидирована и речные воды заполнят заранее приготовленную для них территорию речной гавани.

Port Zavidovo 12 921

Port Zavidovo 13 921

Port Zavidovo 14 921

На объекте приходилось слышать, что заполнять новый порт намечается уже в октябре. Однако более точную информацию получить пока не удалось. В настоящее время стройка порта находится в ведении губернатора Тверской области, соответственно, занимается ей и пресс-служба правительства региона. Но там о сроках заполнения портовой акватории почему-то не знают.

Точно сейчас известно о том, о чем глава региона Игорь Руденя не так давно сообщил Владимиру Путину: официальное открытие нового речного порта в Завидове планируется на июнь-июль 2022 года. Еще тоже далеко неизвестно, но, думается, нельзя исключать, что открывать его будет сам президент России…

И последнее. Строительство нового пассажирского порта на реке Шоша стартовало в ковидном 2020 году. А в 2018 году на туристском форуме «Реки России», традиционно проходившем в Завидово, было официально объявлено о создании нового пассажирского порта. Инициатором и основным инвестором проекта выступил председатель совета директоров группы компаний «Агранта» Сергей Бачин. Журналистам тогда показали место нового круизного центра, который должен был появиться здесь буквально через несколько лет. И вот как оно выглядело еще три года назад: будущий порт находится слева, а справа просматривается остров Винный, напротив которого в дальнейшем и развернулось строительство.

Port Zavidovo 20 921

В инициативу «Аграны», пусть и поддержанную на региональном и федеральном уровнях, если честно, верили в то время немногие.  Теперь же, наоборот, как раз многие, если не все, свое прежнее негативное мнение, наверняка, уже давно успели поменять. Что, в общем-то, вполне понятно, достаточно лишь посмотреть наш фоторепортаж.

 

Игорь Горностаев