На эту масштабную стройку нам довелось попасть почти что случайно. Возвращались из Твери, переехали Московское море и вдруг вспомнили, что именно здесь создается новый круизный центр. Вот и решили заехать – если конечно, получится. Получилось. Левый поворот с Ленинградки в районе деревни Мокшино, затем где-то 5-6 километров почти что по прямой, и мы у съезда на грунтовку, проходящую рядом со строящейся широкой дорогой. Тут же стоит домик охраны и большой информационный щит. После коротких переговоров, еще пара километров по бездорожью – и мы на месте.
На билборде при въезде сообщается, что здесь ведется строительство «Комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Волжское море» для обслуживания туристических судов в устьевом участке реки Шоши». Причем, работы по созданию нового пассажирского речного порта на территории особой экономической зоны «Завидово» идут полным ходом. Об этом недавно докладывал губернатор Тверской области президенту России. И в этом мы убедились сами.
Речной порт в Завидове рассчитан почти на 820 судозаходов в год, а его среднегодовой пассажиропоток составит более 200 тыс. человек. Он сможет принимать и обслуживать экскурсионные, прогулочные, спортивные и маломерные суда, а главное – все современные речные лайнеры. Порт, таким образом, станет отправной и конечной точкой для многих многодневных круизов, начинающихся прямо на Волге, а также для прогулочных рейсов в акватории Иваньковского водохранилища - оно же Московское море.
Но все это ожидается в дальнейшем, пока же круизный порт и его окрестности представляет собой огромнейший котлован, ограниченный громадными бетонными стенами – будущими причалами. Навскидку, возможная глубина здесь будет составлять метров 15-20, что годится даже для морских лайнеров.
Строительство акватории порта ведется открытым способом. Многотонные карьерные самосвалы Volvo и «Уралы» вывозят грунт и завозят песок с гравием, идет укрепление причальных стенок, формируется дно бассейна, определяющее в дальнейшем реальную гидрологию.
А вот и сама река Шоша, немного впереди она впадает в Волгу, но из «Завидово этого не видно. Широкие бетонные берега порта устанавливаются на Шоше в ходе текущих строительных работ, они же образовывают и фарватер для входа судов в гавань. Причем, новые берега укрепляются за счет дополнительных металлических свай, установленных за бетонными блоками, а также применения стальных стяжек между ними. Такая мощная конструкция не позволит воде размывать и расшатывать вставшую на ее пути рукотворную преграду.
К возводимой акватории порта от Шоши сейчас идет небольшой канал. Но на входе в открытый пока котлован вода сдерживается сравнительно узкой временной плотиной. В дальнейшем, уже на следующем этапе строительства, эта преграда будет ликвидирована и речные воды заполнят заранее приготовленную для них территорию речной гавани.
На объекте приходилось слышать, что заполнять новый порт намечается уже в октябре. Однако более точную информацию получить пока не удалось. В настоящее время стройка порта находится в ведении губернатора Тверской области, соответственно, занимается ей и пресс-служба правительства региона. Но там о сроках заполнения портовой акватории почему-то не знают.
Точно сейчас известно о том, о чем глава региона Игорь Руденя не так давно сообщил Владимиру Путину: официальное открытие нового речного порта в Завидове планируется на июнь-июль 2022 года. Еще тоже далеко неизвестно, но, думается, нельзя исключать, что открывать его будет сам президент России…
И последнее. Строительство нового пассажирского порта на реке Шоша стартовало в ковидном 2020 году. А в 2018 году на туристском форуме «Реки России», традиционно проходившем в Завидово, было официально объявлено о создании нового пассажирского порта. Инициатором и основным инвестором проекта выступил председатель совета директоров группы компаний «Агранта» Сергей Бачин. Журналистам тогда показали место нового круизного центра, который должен был появиться здесь буквально через несколько лет. И вот как оно выглядело еще три года назад: будущий порт находится слева, а справа просматривается остров Винный, напротив которого в дальнейшем и развернулось строительство.
В инициативу «Аграны», пусть и поддержанную на региональном и федеральном уровнях, если честно, верили в то время немногие. Теперь же, наоборот, как раз многие, если не все, свое прежнее негативное мнение, наверняка, уже давно успели поменять. Что, в общем-то, вполне понятно, достаточно лишь посмотреть наш фоторепортаж.
Игорь Горностаев