Крупнейшим оператором круизов и судовладельцем на акватории Байкала выступает компания «Истлэнд». В ее ведении находятся круизные теплоходы «Империя», «Александр Великий», «Николай Ерощенко», прогулочный теплоход «Бабушкин», а также пассажирские суда «Баргузин», «Комета», «Метеор». При этом теплоход «Николай Ерощенко» задействован на индивидуальных круизах. А вот «Империя» и «Александр Великий» как раз специализируются на массовых круизных турах, или сборных, как их здесь называют.
Теплоход «Империя» - самый большой и наиболее комфортабельный на Байкале, его пассажировместимость составляет 50 человек, на нем имеются 26 кают разного уровня. «Александр Великий», в свою очередь, берет на борт до 34 пассажиров, которые смогут разместиться в 13 каютах. При этом средняя скорость «Великого» составляет 18 км/ч, в то время как у «Империи» - 14 км/ч. В соответствии с чем, в том числе, и строятся их круизные расписания.
В нынешнюю навигацию «Империя» выполнит 4 сборных круиза, а «Александр Великий» - целых 16-ть. Теплоходы ходят по маршрутам продолжительностью 6 и 8 дней. Традиционно путешествия по озеру-морю начинаются из поселка Листвянка, расположенного недалеко от истока Ангары. Исключением стал лишь самый первый рейса нынешнего сезона на теплоходе «Александр Великий», который стартовал из Иркутска, где он прибывал на зимнем отстое и проходил плановый ремонт. Судно по Ангаре, точнее Иркутскому водохранилищу, поднялось до Байкала и отправилось по обычному для нее водному пути.
За время 6-и дневных байкальских походов пассажирские теплоходы доходят до Чивыркуйского залива, в то время как 8-и дневные круизы охватывают север Байкала и ледниковое озеро Фролиха, после чего ложатся на обратный курс. Маршруты, конечно же, отличаются, но в наиболее интересные островные пункты они заходят обязательно: на острова Огой и Ольхон, в бухту Песчаная, на Ушканьи острова, в тот же Чивыркуйский залив. Что еще важно, суда имеют разную осадку: 3,25 м - «Империя» и 1,93 м - «Александр Великий». Поэтому «Великий» может причалить даже к необорудованному берегу, а туристов с «Империи» везде, кроме Листвянки и бухты Академической, доставляют к нему на лодках.
В течение навигации теплоход «Николай Ерощенко» компания «Истлэнд» сдает организациям и частным лицам во фрахт. Его продолжительность составляет от одного до 12 дней, но в среднем судно заказывают на 5-8 суток. В многодневной аренде, в свободное от массовых круизов время, регулярно находится и «Империя». А вот «Александра Великого» из-за большой востребованности в сборных турах, фрахтуют гораздо меньше - в нынешнем сезоне он выйдет в индивидуальные поездки суточной продолжительности не более двух-трех раз.
Что же касается загрузки массовых круизов по Байкалу, то в нынешнем году она, по оценке директора круизной компании «Исттрэвэл» Арминэ Абрамян достаточно хорошая, и ближе к середине нынешнего месяца перевалила за отметку 80%. Причем, на июнь и июль места почти полностью распроданы. При этом с 14 по 19 сентября оператор впервые за долгие годы проводит круизный тур в такое, довольно позднее для Байкала время. И на «Александре Великом», который отправится по маршруту, на сегодня остаются свободные места.
Основными пассажирами теплоходов, выполняющих круизы по Байкалу - до 90%, и в навигацию-2022 стали жители центральной России. Значительное их число прибывает из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани и ряда других городов, а в нынешнем сезоне, к тому же, приедут и представители Крыма. В доковидные времена на всемирно известное озеро посещали и иностранные туристы, их обслуживанием занимался, главным образом, теплоход «Империя». Теперь же, как видим, на Байкале достаточно успешно прошло «импортозамещение» круизных клиентов. Чему наверняка во многом способствовала программа кешбэка.
Кроме того, отметила Арминэ Абрамян, сейчас значительно снизилась глубина продаж байкальских круизов. Если в прежние спокойные годы понимание по загрузке теплоходов в предстоящем сезоне было уже в феврале-марте, то теперь туры приобретаются чуть ли не за неделю до начала водного путешествия. Конечно, такого рода изменение не совсем удобно для организаторов. Тем не менее, есть все основания полагать, что нынешние байкальские круизы будут реализованы практически на 100%, отмечает директора круизной компании «Исттрэвэл».
Стоит добавить, что на данный момент группа компаний «Истлэнд» ведёт два важных проекта по обновлению своего пассажирского флота. Речь идет о круизном судне проекта RPV 8714 и скоростных катамаранах проекта HCS150B. В декабре прошлого года был заключен контракт с АО «Машпромлизинг» на строительство и последующую передачу в лизинг компании двух катамаранов пассажировместимостью 148 человек. Как сообщается, они смогут совершать рейсы и на Север Байкала, куда с ныне действующим флотом не дойти. Длина новых судов проекта HCS150B - 38 м, ширина – 10, осадка – 1,25 м, экипаж – 4 человека. Эксплуатация теплоходов должна начаться в июле 2023 года. Главные преимущества этих катамаранов – экономичность, мягкий ход, пониженное волнообразование и низкая осадка, что позволяет осуществлять посадку-высадку пассажиров на любой необорудованный берег Байкала.
Игорь Горностаев