Tar Pol G2 822

Музей-заповедник, созданный на основе бывшей усадьбы художника Василия Поленова на Оке, пользуется огромным спросом у экскурсантов – прежде всего из Москвы, а также Подмосковья, Тульской и Калужской областей. Сейчас, в разгар летнего сезона, даже в будний день найти место на его огромной парковке, причем не бесплатной, далеко не просто, не говоря уже о выходных. Кроме того, в Поленово регулярно прибывают и автобусы с многочисленными организованными группами.

Несколько выше по реке находится не менее известное место - город-курорт Таруса, связанный с именами Марины Цветаевой, Константина Паустовского и многих других известных представителей творческой и художественной интеллигенции. Однако попадают туда, из расположенного сравнительно рядом музея, далеко не все путешественники.

Дело в том, чтобы добраться автотранспортом в Тарусу необходимо затратить более полутора часов, на что решаются далеко не все однодневные путешественники, ограниченные во времени. По Оке же дорога занимает гораздо меньше времени, порядка получаса. Да и сама речная поездка – уже само по себе отдельное путешествие, несравнимое с «сухопутным» переездом. Но вот беда: от Поленово до Тарусы водный транспорт не ходит.

Вернее он ходит, но в обратном направлении. От причала Тарусы в среду, четверг и пятницу, в 12 часов до музея отправляются один или сразу два, в зависимости от загрузки, небольших теплоходика типа «Москвич», на борту которых следуют до 30 пассажиров. Вместе с билетом на суда они имеют возможность приобрести и музейные билеты. В обратный путь теплоходы отходят в 15.00. Стоимость поездки туда и обратно составляет 550 рублей для взрослых и 350 рублей для детей до 7 лет.

По выходным кораблики выполняют в общей сложности три, а то и четыре круговых рейса за день, отправляясь, как правило, в 12.00, 14.00 и 16.00. Входные билеты на объекты показа речные путешественники обычно покупают заранее на сайте музея. В понедельник и вторник у музея В.Д. Поленова выходные дни.

Tar Pol 2 822Два возрастных теплохода «Москвич» проекта 544 – «Матрос Сильвер» и «Михалыч», находятся в ведении компании «Ока-сервис пансионат «Якорь». А принадлежат они предпринимателю Людмиле Шуклиной – единственному судовладельцу-женщине в Калужской области. Людмила Владимировна также владеет небольшим пассажирским судном «Боцман», рассчитанным на перевозку 12 пассажиров. Кроме регулярной линии, все теплоходы бывают задействованы на проведении корпоративных и торжественных мероприятий, а также рейсов по отдельным заказам.

Кроме того, между Тарусой и Поленовом в режиме водного такси курсируют частные катера и моторные лодки. Кстати, для посетителей музея-заповедника они единственная возможность быстро и с ветерком добраться до города и также оперативно вернуться обратно. Но тарифы на перевозку здесь действуют уже совсем другие – договорные. И в поездку по реке можно отправиться практически по любому выбранному маршруту.

В советское время между двумя берегами Оки в районе Тарусы, вспоминают местные жители, ходил небольшой паром, позволявший также быстро добраться от одной туристической достопримечательности до другой. К тому же, до пристани «Таруса» из Калуги по реке регулярно прибывали скоростные суда. Однако, как известно, в 90-е годы все круто изменилось: суда на подводных крыльях перестали выходить на линию – вначале вроде бы как временно, затем их признали нарушителями некоего речного экологического баланса, а потом стало и вовсе не до этой водно-транспортной коммуникации. Теперь говорят, что для ее возобновления обмелевший и заросший за более чем 30 лет фарватер надо чистить, а скоростные суда восстанавливать, причем почти что с нуля. К тому же, и на необходимые в дальнейшем транспортные дотации требуется финансирование, которого, как всегда, нет.

С восстановлением тарусского парома, казалось бы, дело обстоит гораздо проще. Однако вопрос этот находится в региональной компетенции, а никак не муниципалитета Тарусы, где официально прописано менее 10 тыс. жителей. Тут-то как раз и начинаются основные сложности, поскольку один берег Оки находится в Калужской области, а другой – в Тульской. На лицо классический пример межрегиональной разобщенности. И вряд ли дело в ближайшее время удастся сдвинуть с мертвой точки. Единственное, наладить паромное сообщение может помочь Ростуризм, да и то в случае значительного увеличения турпотока по двум расположенным рядом объектам показа. Но и здесь тоже требуется отдельная инициатива со стороны местных администраций и предпринимателей.

Впрочем, есть и приятные новости из Тарусы. По информации главы городского поселения Сергея Манакова, в туристической администрации Калуги сейчас прорабатывается возможность запуска по Оке обычного не скоростного теплохода, который свяжет областной центр с городом-курортом и музеем-заповедником. Но для этого, опять же, потребуется строительство как минимум одного нового пассажирского судна, а такие задачи, как известно, скоро не решаются.

 

Игорь Горностаев

Tar Pol 3 822