Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров предложил включить проект обводнения Волго-Ахтубинской поймы в круизно-туристическую программу «Великий Волжский путь», сообщила пресс-служба губернатора и областного правительства.
Проект, над которым регион работает совместно с ведущими учеными страны, занимается вопросом строительство обводного канала. Его возведение позволит решить не только экологические, но и транспортные задачи: река Ахтуба может стать резервной для поставки дополнительного объема воды и обеспечения необходимых для судоходства глубин в нижнем течении Волги. Проектирование уже завершено, получено положительное заключение экологической экспертизы, на очереди — госэкспертиза.
Что планируется построить
Предложенный проектировщиками механизм предусматривает строительство подводящего канала, двух шлюзов-регуляторов, переливных плотин, берегоукрепительных сооружений, насосной станции и гидроэлектростанции.
Выше Волжской ГЭС в районе села Верхнепогромного от Волги до Ахтубы пророют водопропускной канал длиной 32 километра, глубиной 12 метров и шириной 100 метров, сообщают различные источники. Затем вода будет проходить через гидроэлектростанцию мощностью 31,2 МВт. Вода поступит и в лиман, который образуют на реке Ахтубе с помощью двух плотин, которые станут регулировать уровень воды в нем. Одна плотина расположится неподалеку от острова Зеленый, рядом с городом Волжский, а другая ближе к границе с Астраханской областью. Первая не позволит воде уйти в Волгу, а вторая даст возможность направить ее вниз по течению.
Так что, вне зависимости от сбросов Волжской ГЭС и наполненности ее водохранилища пойма получит необходимую воду. Для этого построят системы ГТС на четырех крупных ериках: Кривом, Бугроватом, Старая Ахтуба и Бугай. (Ерик - относительно узкая протока, соединяющая озёра, заливы и рукава рек между собой. Также это речная старица, либо искусственный осушительный канал.) Что поможет сохранению уникальной экосистемы Волго-Ахтубинской поймы.
Также среди результатов, которые ждут от пуска новой системы – развитие туризма и спорта. Например, создание гребного канала, площадок для культурного отдыха жителей в пойме, новых маршрутов. А возможно, что по Ахтубе пустят водный транспорт – пассажирский и прогулочный.
В настоящее время институт «Гидропроект» провел инженерно-геологические, геодезические, экологические изыскания. Изучил подводный рельеф русел рек, получил данные от сейсмологов. Как сообщает генеральный директор и главный проектировщик АО «Институт Гидропроект» Евгений Беллендир, в ближайшее время предстоит детально проработать все объекты, также состоятся общественные слушания, прежде чем проект отправят на государственную экспертизу.
И уже после получения положительного заключения подрядчик, которого еще предстоит выбрать, приступит к строительным и монтажным работам. В планах их проведение рассчитано на пять лет, а стоимость должна составить 45 млрд рублей. После чего можно будет говорить о втором рождении уникальной Волго-Ахтубинской поймы - такой прогноз на будущее даёт губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.
Путешествие в историю – далекую и не очень
Вначале краткая справочная информация. Ахтуба (по-татарски Ак-тюбе — Белый холм) — левый рукав Волги, отделяющийся от неё напротив северной части Волгограда. Старый вход в Ахтубу, который располагался выше по течению, при строительстве Волжской ГЭС был перекрыт её плотиной, но ниже был прорыт Волго-Ахтубинский канал длиной 6,5 км.
Длина самой Ахтубы — 537 км. На реке расположены города: Волжский (у начала рукава), Ленинск, Знаменск, Ахтубинск, Харабали (в 5 км от русла). Между Волгой и Ахтубой раскинулась Волго-Ахтубинская пойма, являющаяся уникальным по микроклимату районом бахчеводства и овощеводства. До строительства каскада ГЭС ширина весенних разливов в ее пределах доходила до 20-30 км. Само русло реки достигает в ширину 200, и даже 300 метров, а в некоторых местах оно не более 50 метров. Местами Ахтуба разливается и мелеет. А на ее глубоких местах и по протокам хорошая рыбалка.
Ахтубинская пойма, к тому же – место историческое. На берегах этой реки, в XIII – XIV вв. стояли самые великие города самого могущественного государства того времени - Золотой Орды. Первая столица монгольского ханства - Сарай-Бату, находилась у нынешнего села Селитренное Астраханской области, примерно в 120 км севернее Астрахани. Сарай-Берке, вторая золотоордынская столица, располагался выше по Ахтубе, тоже на левом берегу. Сейчас на этом месте находится село Царев, Волгоградской области. От могущественных прежде городов в наше время практически ничего не осталось…
Что еще важно - река Ахтуба издревле была судоходной. И в Сарай-Бату и в Сарай-Берке приходили суда из многих государств. Известно, что на берегах Ахтубы побывал и благоверный князь Александр Невский. Предания также говорят о том, что в более поздние времена, уже в XVI веке, отсюда в «легких стругах» начинал свой путь легендарный покоритель Сибири Ермак Тимофеевич. Ахтуба несколько раз упоминается и в старинных песнях о его походе.
Где-то 150 лет назад регулярное судоходство по Ахтубе начиналась от нынешнего села Царева. Со временем было основано и «Товарищество Ахтубинского пароходства», возникшее в конце XIX века. Оно имело 20 пароходов и баркасов, 15 паромов и 30 дебаркадеров в разных пунктах.
До строительства на Волге гидростанции Ахтуба оставалась главным путем, который связывал ее прибрежные села с Царицыным, а потом Сталинградом (Волгоградом) и другими волжскими городами. Пассажирское судоходство на реке продолжалось вплоть до начала 1990-х годов. Вплоть до этого времени скоростные теплоходы «Заря»выполняли рейсы по маршруту Волгоград — Волжский с заходом на остров Зелёный.
Ожидается синергетический эффект
Изначально проект обводнения Волго-Ахтубинской поймы задумывался исключительно как экологический. Однако в процессе разработки концепции стал очевиден потенциал для дальнейшего комплексного развития этого района, решения его задач во многих других сферах. В частности, ученые федерального государственного океанографического института имени Н.Н.Зубова подчеркивают преимущества обводного канала как резервной артерии, поставляющей дополнительную воды для обеспечения судоходства в нижнем бьефе Волги в случае невозможности ее подачи в полном объеме через Волжскую ГЭС.
Дополнительно формируемый по итогам реализации проекта сток гарантированно обеспечит необходимые для судоходства на Нижней Волге глубины. По сути, планируется воспроизвести природный гидрологический режим, существовавший на Волге еще до строительства плотины. И теперь руководство Волгоградской области во главе с ее губернатором выступают с предложением поддержать готовый к реализации проект. По их словам, он будет иметь синергетический эффект для комплексного развития и транспортного комплекса Юга России, а также для успешной реализации круизного проекта «Великий Волжский путь».
Подготовил Игорь Горностаев