В последние несколько лет в России стремительно растет количество маломерных судов: яхт, катеров и лодок. Это связано в первую очередь с повышенным интересом людей к отдыху в стране. При этом спрос на внутренний яхтенный туризм регулярно увеличивается.
По данным Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС), если в 2018 году в РФ было зарегистрировано 1 519 298 маломерных судов, то в 2023 году их количество выросло до 1 555 686 шт. Причем, яхтенная инфраструктура развивается в отдельных регионах. К сожалению, число происшествий на воде тоже возросло в несколько раз.
В 2021 году в России была принята Концепция развития яхтенного туризма на период до 2030 года, предусматривающая создание специальной инфраструктуры в центрах яхтенного туризма - Краснодарском и Приморском краях, Крыму и Севастополе, Москве и Санкт-Петербурге. После принятия документа в стране наблюдается значительный интерес к этой тематике, как со стороны государственных структур, так и среди частных инвесторов.
По сообщениям компаний, занятых в этой сфере, в России наблюдается некоторое оживление в развитии марин и яхтенных стоянок, появляется все больше инвестиционных проектов береговой инфраструктуры, включая причалы, марины и порты. Касается это таких локаций, как Санкт-Петербург, Сочи и Крым. Новые проекты марин отмечены и в крупных волжских городах, таких как Казань и Нижний Новгород.
Бизнес в качестве основных проблем для дальнейшего развития яхтенной индустрии видит ряд вызовов. Среди них: отсутствие качественного предложения внутреннего яхтенного чартера, недостаток современной инфраструктуры для яхтинга, включающей те же причалы, марины, стоянки и сервис, а также множество законодательных ограничений. Кроме того, отсутствуют портоубежища, система топливных заправочных станций и многое другое. Участники рынка считают, что в настоящее время необходимо разработать прозрачную понятную «дорожную карту» для тех инвесторов, которые хотят построить марину, создать работающие механизмы государственно-частного партнерства для финансирования капиталоемких объектов инфраструктуры, включающих гидротехнические сооружения.
Однако стоит отметить, что развитие туризма на воде требует не только решения вопросов с инфраструктурой, но и внедрения системы безопасности. Туристическим компаниям, которые привлекают людей на свои маршруты, это необходимо в первую очередь. В России развитие яхтенного туризма и рост количества маломерных судов сопровождается увеличением различных ЧП. Об этом вопросе мало пишут и говорят, хотя он регулируется соответствующим федеральным законом «О безопасности людей на водных объектах». Документ предусматривает регулирование отношений, возникающих при обеспечении безопасности на водных объектах общего пользования, в том числе при купании и использовании маломерных судов, гидроциклов и иных технических средств.
Количество происшествий на водных объектах в нашей стране стабильно в течение пяти лет — в среднем таких случаев за год фиксируется около 3,5 тыс. Статистика показывает количество всех происшествий на воде, но при этом стремительно возросло именно число ЧП с маломерными судами. Если в 2019 году их было 52, то в 2023 году стало 308 — рост в шесть раз. Число погибших на воде при авариях маломерных судов выросло в пять раз: с 50 в 2019 году до 248 в 2022 году. Игнорировать эту проблему с учетом роста спроса на водный туризм в России уже никак не получится.
Очевидно, что необходима разработка единой экстренной системы реагирования для применения на реках — по образцу ГЛОНАСС на российских дорогах. Как сейчас потерпевшее крушение маломерное судно может сообщить об аварии? Можно по радиостанции связаться с ближайшим судном, если катер или яхта снабжены этой техникой. Но не факт, что ближайшее судно сможет подойти близко и подобрать людей с воды. Далеко не все маломерные суда имеют радиостанции, большинство владельцев такого транспорта по привычке надеются на свои мобильные телефоны. Хотя связь на реках имеется далеко не везде.
Вторая проблема — даже если люди с потерпевшего аварию судна дозвонятся до МЧС, они вряд ли смогут точно обозначить свое местонахождение. Рыбачьи лодки и катера, а также прогулочные яхты не всегда имеют на борту современный навигатор. Многие считают эту технику не самым необходимым оборудованием и надеются на «авось». А между тем в России уже давно производятся радиостанции судовой связи, которые передают сигнал бедствия при возникновении аварийной ситуации.
Ответственные капитаны давно пользуются этой техникой, поскольку радиостанции дают возможность передавать и принимать сообщения о бедствии с указанием координат, времени и типа аварии. В новых моделях реализована возможность передачи информации о бедствии от радиостанции в электронную картографическую систему (ЭКС) судна с последующей регистрацией данных в электронном судовом журнале. Такой функционал позволяет капитанам судов без труда и в минимальный срок определить местоположение терпящего бедствие судна на электронной навигационной карте (ЭНК) и проложить маршрут для оказания помощи.
Вопрос безопасности для маломерных судов должен стоять на первом месте, особенно с учетом динамики спроса на туристические услуги. По мере развития инфраструктуры, роста числа яхт и катеров в стране техническая оснащенность каждого судна для безопасности пассажиров — это вопрос номер один.
По материалам информационно-аналитического агентства «ПортНьюс»