Saharov suda m 1025Продлить срок лизинговых платежей, допустить свободный срок утилизации судов под грант, создать государственного судовладельца круизного флота — такие меры позволили бы вывести круизную индустрию на новый уровень. Об этом сказал президент круизной компании «Созвездие» Александр Сахаров на прошедшей недавно в Санкт-Петербурге 18-й Международной выставке и конференции «Нева-2025».

По его мнению, на данный момент, когда выручка круизных компаний достигла предельных показателей, флот вырабатывает свой ресурс, а стоимость строительства новых судов высока, лучшие способы стимулировать рынок — это, во-первых, увеличение срока лизинга, что облегчило бы финансовое бремя заказчика. Во-вторых, возможность получения утилизационного гранта на новое судно в конце лизинга с возможностью выкупа этого судна по утилизационной стоимости, что стало бы своеобразной страховкой на случай неспособности расплатиться по лизинговому обязательству.

В-третьих, возможность утилизации судна под грант не в конкретный срок, а когда это будет целесообразно для круизной компании. «Круизная компания должна сама решать, когда утилизировать судно, например, когда финансовая модель начнет проседать. Опасения, что возникнет избыток старого флота, который будет работать параллельно с новым, не имеют оснований — старый флот сам себя съест, рынок все поправит, если начнем строить», — сказал Александр Сахаров. Также он нашел разумной идею создания госкомпании, которая бы построила круизные суда и сдавала бы их в аренду круизным компаниям. Однако заметил, что при реализации этой идеи сложно избежать большой коррупционной опасности.

Saharov suda 2 1025В доказательство необходимости новых государственных стимулов Александр Сахаров привел расчеты окупаемости новых судов для «Созвездия». «Мы взяли судно «Карелия», строительство которого сегодня стоит 7,4 млрд рублей без НДС, и «Сириус» — 9,1 млрд. рублей. Подсчитали финансовые модели каждого судна при льготном лизинге на 28 лет при 2,5% без первоначального взноса и судового гранта, который мог бы значительно улучшить ситуацию. Теоретически «Карелия» могла бы зарабатывать 300 млн рублей, «Сириус» — 500 млн рублей, с оговоркой, что это слишком оптимистичные расчеты, объективно таких цифр на рынке нет. Лизинговые платежи по «Карелии» составляют 528 млн рублей, по «Сириусу» — 640 млн рублей. Разница между прибылью и платежом огромная. Поэтому сложно говорить об утилизационном гранте в нынешнем виде, то есть, если порезать работающий теплоход и начать строить новый, придется чем-то дофинансировать. Единственная жизнеспособная модель, по нашим расчетам, — строить «Сириус» по цене «Карелии» при нашем взносе 700 млн рублей. Если так, то все сходится — если чуть просядет рынок, то придется субсидировать, но к окончанию лизинга мы придем в ноль, и можно работать. В данный момент мы рассматриваем возможность построить 6 таких судов», — сказал Александр Сахаров.

По его словам, основная причина, по которой среди массы строящихся сегодня в России судов почти нет круизных, — дороговизна и отсутствие необходимых судостроительных мощностей. «Если прогулочные суда стоят десятки или сотни миллионов рублей, то стоимость круизного судна может составлять до десятков миллиардов, при этом строительство занимает много времени. Даже если мы сейчас попросим ОСК отодвинуть все текущие заказы, чтобы построить нужные рынку 100 пассажирских судов, на это уйдет не один десяток лет. Заказ судов за рубежом, например в Китае, хотя и значительно дешевле, но не имеет привлекательных финансовых инструментов», — сказал Александр Сахаров. По его словам, основной путь развития круизных компаний — это модернизация флота, которую можно провести относительно быстро и за собственные средства. Однако главный недостаток этого широко применяемого подхода — ограниченный модернизационный ресурс судов.

По данным Александра Сахарова, количество круизных судов, работающих с российскими туристами, выросло с 72 в 2019 году до 110 к 2025 году, количество перевезенных пассажиров увеличилось в два раза. Загрузка судов в центральных регионах достигает 90%, глубина продаж — 136 дней. К 1 февраля перед началом нынешнего сезона «Созвездие» продало более 50% путевок. Средний чек вырос в 2,5–3 раза, при этом спрос на услуги премиум класса вырос за пять лет с 5% до 18%. По его оценке, круизный бум достиг своего пика. «2024–2025 годы были лучшими за всю историю круизного рынка. На 2026 год — сдержанный оптимизм. Ранние продажи просели», — сказал он.

 

По материалам ИАА «ПортНьюс»