PutinVT G 520

Президент России Владимир Путин 7 мая в режиме видеоконференции провел совещание по вопросам функционирования транспортной отрасли. В нем приняли участие представителями промышленности и транспорта РФ. Главной темой стала работа этих сфер во время ограничительных мер из-за пандемии коронавируса и после их отмены. Открывая совещание, Владимир Путин отметил, что необходимо уделять особое внимание сезонному транспорту, прежде всего - речному.

По словам главы государства, «общая, сквозная проблема для пассажирского транспорта – сокращение туристических потоков. Сегодня международный туризм фактически остановлен. Чтобы он вернулся на прежний уровень, потребуется время». В связи с чем, необходимо «использовать возникающие резервы транспортного комплекса, ориентировать их на развитие внутреннего туризма, межрегиональных перевозок, на оказание качественных, доступных услуг гражданам, которые после снятия ограничений, безусловно, запланируют поездки по стране».

«Мы видим, как сократились объемы перевозок в грузовом и пассажирском сегменте, падает выручка, накапливаются финансовые проблемы, многие компании терпят убытки», - констатировал президент. Он поручил губернаторам предусмотреть региональные механизмы поддержки транспортных предприятий, имеющих системное значение для конкретных территорий.  Главным образом, отметил Путин, речь идет об автобусных и речных перевозках, а также пригородном железнодорожном сообщении.

Президент призвал максимально сохранить инвестпрограммы компаний в транспортной отрасли. «Нужно максимально сохранить инвестиционные программы транспортного комплекса, развития инфраструктуры, чтобы сберечь производственные связи, рабочие места специалистов, доходы граждан, как в самой отрасли, так и в смежных секторах», - такую задачу поставил Путин на совещании.

Министр транспорта РФ Евгений Дитрих отметил, что в первом квартал наблюдалось падение грузооборота и пассажирооборота в отечественной транспортной сфере в пределах 3-4%. В апреле ситуация кардинально поменялась, сообщил он. Пассажирские перевозки на всех видах транспорта снизились на 70-95%. По прогнозам специалистов, второй квартал для транспортной отрасли будет очень непростым, сказал министр. Он подчеркнул, что сейчас приоретом для отрасли является сохранение здоровья сотрудников и пассажиров. В этой связи Минтранс совместно с Роспотребнадзором до конца мая разработает и утвердит Дополнение в правила перевозки пассажиров о требованиях к медбезопасности.

Лизинговые платежи круизным морским и речным компаниям в этом году составят 320 млн рублей. Министр попросил поддержать предприятия субсидиями из федерального бюджета. В завершение доклада Евгений Дитрих обратился к главам регионов «не допускать излишне жестких мер, препятствующих нормальной работе транспорта», а также согласовывать введение ограничений с Минтрансом и МВД.

Предложения по мерам поддержки водного транспорта были дополнены и расширены в выступлениях таких представителей отраслевого бизнеса как Роман Троценко и Виктор Олерский. Так, глава совета директоров инфраструктурной корпорации «Аеон» Роман Троценко предложил следующие меры. Предоставление прямого субсидирования расходов на фонд оплаты труда и содержание имущественного комплекса судоходных компаний до весны 2021 года. Внедрение системы выдачи госгарантий предприятиям с лимитом, исходящим из физических объёмов перевозок пассажиров в 2019 году. Введение программ лизинга с фиксированной ставкой на весь срок строительства и эксплуатации судна до точки его окупаемости. Освобождение продаваемых иностранным туристам туров на российских круизных судах, речных и морских, от НДС.

Председатель совета директоров круизной компании «ВодоходЪ» Виктор Олерский дополнил этот пакет такими предложениями. Продлить решение ЦБ о снижении требований к коммерческим банкам по резервированию средств при выдаче кредитов отраслевым компаниям до конца будущего года. Сдвинуть на полгода «влево» срок вступления в силу внесенного в Госдуму законопроекта о выдаче электронных виз для посещения РФ. Внести поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие  возмещение НДС за приобретенное топливо по факту закупки, а не использования, как сейчас. Создать механизм оперативной корректировки правительством объема средств программы субсидирования процентных ставок по лизингу либо кредитам на строительство судов на российских верфях.

О возможной поддержке водного транспорта несколько иное мнение высказал министр финансов Антон Силуанов. В конце совещания он заявил, что представители отрасли и так могут воспользоваться мерами для поддержки малого и среднего бизнеса. По мнению экспертов, это прозвучало несколько странно, учитывая, что здесь работают достаточно крупные холдинги и компании.

Подводя итоги дискуссии, президент России не согласился с предложением главы Минфина ограничить помощь водному транспорту уже объявленными программами помощи и обещал поручить в самое ближайшее время расширить перечень отраслей, наиболее пострадавших от последствий эпидемии.

 

Иван Коблов