Нынешний круизный сезон на реках центральной России оказался крайне сложным: в районе Городецкого шлюза Волга практически разделилась надвое, обмелела и Ока. Но это, пожалуй, не самое главное. Вне зависимости от природных аномалий, рынок речных круизов продолжала лихорадить целая череда отмен объявленных туров. При этом с круизной дистанции этого сезона уже сошли компании «РечТурФлот», «Вояж», «Соловецкие круизы», и их дальнейшая судьба вызывает больше вопросов, чем ответов. А ведь высокий сезон еще не закончен...
«РечТурФлот» рано завершил навигацию
В навигацию-2014 круизная компания «РечТурФлот» вновь собралась работать с пятью пассажирскими судами. В их числе: двухпалубные теплоходы «Александр Свирский», «Рихард Зорге» (проекты 305) и «Мамин-Сибиряк» (проект 646), а также трехпалубные «Г.В. Плеханова» и « Рылеев» (проекты 588). Пять судов компания обслуживала уже далеко не первый сезон, да и сам «РечТурФлот» - признанный ветеран круизной отрасли. Правда, работал он в ценовом секторе «супер-эконом», но ведь для настоящего профессионала уровень создаваемого продукта –не определяющий фактор. Словом, поначалу ничто не предвещало возможных осложнений.
Но они, все же, случились. Три заявленных и частично распроданных судна так и не вышли на речные трассы. Более того, не вышли они и с территории затона нижегородской Парижской Коммуны, где провели зиму, судя по всему, без надлежащего ремонта и подготовки к предстоящей навигации. На ходу, тем не менее, оказались два других судна - «Рихард Зорге» и «Александр Свирский», да и те, после выхода на речные дороги, постоянно где-то задерживались, что-то у них ломалось. Так на «Свирском» во время круиза до Казани (куда он, в результате, так и не дошел), возникли проблемы с двигателем, и бригаде ремонтников пришлось их устранять прямо во время плановой стоянке в Макарьеве. После чего, потребовалось внеплановое освидетельствование речным регистром, что стало причиной очередной задержки в пути. И подобных случаев хватало.
Как результат, крупные агентские и туроператорские компании, реализующие круизы «РечТурФлот», вначале ограничили, а потом и вовсе приостановили их продажи. Тех же клиентов, которые ранее выкупили путевки на несостоявшиеся путешествия, круизные компании «Интфофлот» и «Мостурфлот», к примеру, были вынуждены пересадить на другие, главным образом свои рейсы, причем нередко предоставляя туристам более комфортные условия.
Отдельные участники речного рынка отмечали, что причины для беспокойства в пунктуальности выполнения взятых компаний обязательств были и раньше, хотя, скорее, лишь косвенные. Еще в прошлом году «РечТурФлот» вышел на рынок с довольно низкими тарифами, впрочем, весь сезон он отработала без эксцессов. Невысокие расценки сохранились и в нынешнюю навигацию. Не исключено, считают специалисты, что именно они и стали причиной всего случившегося – компания работала в убыток. Но представить такое было сложно, подчеркивают сами участники рынка, серьезным аргументом в пользу «РечТурФлот» до последнего было то обстоятельство, что компания вполне успешно действует на круизном рынке уже два десятка лет.
Но опыт и былые заслуги в этот раз, похоже, не спасли. Повышенный интерес к «РечТурФлот» и его руководителю – Юрию Павельеву, операторы, агенты и туристы начали дружно проявлять после того, как заявленные теплоходы оказались на приколе, а собранные деньги за несостоявшиеся круизы – неизвестно где. Отдавать их Павельев явно не торопится. В своих финансовых осложнениях директор, как стало известно из сообщений отдельных СМИ, винит агентов, которые якобы не переводили средства. Что же касается клиентских денег самого «РечТурФлота», то они, по его словам, пошли на ремонт судов и зарплаты. Подобное объяснение, считают участники рынка, вряд ли можно считать состоятельным, тем более для опытного оператора.
«Соловецкие круизы» навигацию и не начинали
В конце июля на главной странице сайта круизной компании «Соловецкие круизы» по-прежнему можно было видеть громкий призыв: «Добро пожаловать на Соловки на борту комфортабельного теплохода «Шлиссельбург»!». Опубликовано было и расписание поездок вместе с их ценой. Однако телефоны, представленные тут же, упорно молчат. И если присмотреться внимательней, то пусть и не сразу, но все же можно было обнаружить информационное письмо. И уже в нем, от имени генерального директора ООО «Соловецкие круизы» Лойтера В. Я. сообщалось, что «по ряду причин» принято «непростое решение о приостановке бронирования круизных туров на Соловецкие острова в 2014 году».
О том, что готовится проведение морских туров из Архангельска до Соловецкого архипелага и обратно, туроператор «Соловецкие круизы» объявил перед началом нынешнего сезона. На линию предполагалось поставить двухпалубный речной теплоход «Шлиссельбург» (проекта 646), имевший (а по другим версиям – не имевший) допуск на эту морскую трассу. При этом партнер операторской компании собирался приобрести судно у его владельца - главы печально известной турфирмы «Агидель-Круиз» Натальи Сизиной. И поскольку оно в прошлом сезоне получило громкую скандальную известность в связи с отменами круизных маршрутов из Москвы до Соловков, было решено переименовать его в «Иоанн Кронштадтский».
Первый круиз «Шлиссельбурга» - переименование так и не состоялось, был назначен на 12 июня, но и в этот и в последующие заявленные туры месяца он на маршрут не выходил. Продажа путевок, тем не менее, продолжалось и дальше. Более того, практически все места трех первых наиболее дешевых тарифных категорий оказались распроданы на весь сезон. Судно же в это время находилось довольно далеко от Архангельска - в Нижнем Новгороде. И останется там, судя по всему, на весь сезон, а то и дольше.
В том, что теплоход так и не вышел на линию Архангельск – Соловки, сейчас друг друга винят две стороны: владелец «Шлиссельбурга» Наталья Сизина и группа коммерсантов, стоящих вокруг турфирмы «Соловецкие круизы». Если не вдаваться в подробности и коротко оценить сложившуюся ситуацию, то она вполне тривиальна – туроператор и судовладелец так и не смогли договориться ни о продаже ни о фрахте теплохода. Причем, разрыв отношений, что особо болезненно для потребителей, произошел уже в разгар сезона.
Как нам сообщил исполнительный директор «Соловецких круизов» Сергей Чичагов, с 27 июня компания разослали своим клиентам, в том числе и турагентам, письмо о приостановке бронирования и возврате денежных средств за оплаченные туры. К середине июля компания, по его словам, выплаты закончила полностью, и теперь у нее нет задолженности перед покупателями несостоявшихся круизов. Как сказал г-н Чичагов, не смотря на обидную неудачу, все же пришлось на практике убедиться, что интерес к круизному маршруту Архангельск - Соловки, существовавшему еще в советское время, по-прежнему огромен. А потому, сообщил он, турфирма «Соловецкие круизы» собирается все же реализовать намеченное. Правда, это уже вопрос следующей навигации.
«Вояж» обещает вернуть деньги
В конце июня полностью отменила все свои круизы и судоходная компания «Вояж». В нынешнем году компания, прежде работавшая в Ростове-на-Дону, появилась в Перми, откуда планировала выполнять речные туры на трехпалубном теплоходе «Анатолий Папанов», проект 588. В ее расписании значились, в частности, походы до Санкт-Петербурга, Ростова, Казани. Полным ходом шли и продажи.
Но вначале краткая предыстория. «Вояж», руководимый своим учредителем Александром Макаровым, вышел на круизный рынок в далеком теперь уже 1991 году. Работала компания все эти годы с переменным успехом. Оперируя одно время двумя собственными судами – кроме «Папанова», еще и однотипным теплоходом «Юрий Никулин», ростовчане как самостоятельно организовывали круизы, так и сдавал свои суда во фрахт. Наиболее успешным у них было сотрудничество с компанией «Инфофлот», она же два года назад и приобрела «Никулина», который теперь зовется «Солнечный город».
В прошлом году Александр Макаров принял решение отойти от хлопотной круизной деятельности, начав более активно заниматься организацией туристических сплавов на плотах по Дону. Пойти на такой шаг его во многом заставило непростое финансовое положение, в которое его компания (и не одна она) попала вскоре после крушения «Булгарии». Свой бизнес Александр Александрович в ноябре продал супругам из Перми, Михаилу и Любови Флоровым, предварительно пообщавшись еще с семью другими претендентами. Себе Макаров оставил, по его словам, лишь «страховочный процент» акций, о чем теперь, кстати, жалеет. Вместе с известным, а главное, незапятнанным именем, в ведение Фроловых перешел и трехпалубник «А. Папанов». А за одно, и долги, накопившиеся к тому времени на компании...
Сумма задолженности была далеко не критическая, отмечает г-н Макаров, и если грамотно организовать дело, то за навигацию от нее вполне можно было бы избавиться. Новые владельцы, по его мнению, с этим вполне могли бы справиться. Тем более, что Любовь Фролова имеет в том определенный опыт, поскольку уже работала директором речного круиза. Но - не получилось. Как сообщила парочка прежнему владельцу компании в кратком электронном письме, подвел их инвестор, на чье финансирование они очень рассчитывали. За ними осталась задолженность по зарплате перед экипажем теплохода и офисными работниками. Но самое главное: пермский «Вояж» не заплатил за освидетельствование Речному Регистру, который, как сообщил через социальную сеть «Вконтакте» г-н Фролов, из-за смены собственника теплоход, выдвинул чрезвычайно высокие требования. А без документа от регистра судно не имеет право отправляться в водный путь. Оно и стоит теперь в Перми под присмотром экипажа.
Ситуация до противного стандартная: новые собственники теплохода пропали, предварительно распродав значительную часть заявленных круизов. Их мобильные молчат, хотя сами они, через социальную сеть, своих прежних сотрудников, либо через объявления на сайте компании иной раз выходят на связь. Нет, от возврата деньги они не отказываются, но и сроки выплат тоже не называют. Что же остается делать пострадавшим туристам и агентствам? Следите за новостями, советует сайт нового, а точнее несостоявшегося «Вояжа».
TTG Russia