Флотилия «Рэдиссон Ройал» 9 ноября официально открыла зимнюю пассажирскую навигацию. В этот день на ее теплоходе «Фердинанд» прошла пресс-конференция, посвященная закрытию высокого летнего и старту низкого – зимнего сезона. В мероприятии приняли участие, как представители самой Флотилии, так и индустрии речных перевозок, а также московские власти.
Летняя навигация на Москве-реке прошла без сбоев. На прогулочных и пассажирских судах отмечен небольшой рост перевозок в объеме 5%. В то же время число туристов увеличилось более значительно – на 15%. Таковы данные ФГБУ «Канал им. Москвы», который на пресс-конференции представлял заместитель руководителя по инвестициям и развитию Владимир Маркин. И эти цифры роста речники склонны считать далекими от оптимума, отмечая, что выйти на более высокие показатели им помешала плохая погода, установившаяся в первой половине прошедшей навигации. Что же касается Флотилии «Рэдиссон Ройал», то за высокий сезон она увеличил свой пассажиропоток на 10%, а турпоток - на 20%.
Менее оптимистичные итоги по внутригородским перевозкам в целом озвучил президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота Кирилл Евдокимов: произошло пусть небольшое, но снижение показателей. На что, понятно, тоже повлияла погода – дождливая и холодная в начале лета. За сезон услугами прогулочных судов в столице воспользовались примерно миллион человек, хотя их владельцы рассчитывали, что пассажиров летом 2017-го будет на 150-200 тыс. больше. Основная часть, как и прежде, пришлась на перевозку туристов и экскурсантов (около 950 тыс. человек), остальная – на корпоративное обслуживание. В летнее время, по словам г-на Евдокимова, в Москве работало 150 пассажирских теплоходов, которые принадлежат 60 отдельным компаниям. Средний чек на билеты составил до 900 рублей, и до 200 рублей – для детей.
Флотилия становится Флотом
И вот открыта зимняя пассажирская навигация. В этот период прогулочные перевозки в Москве, да и во всей России, выполняет только одна судоходная компания - Флотилия «Рэдиссон Ройал». Как и в летний период, по Москва-реке продолжат ходить 10 ее пассажирских теплоходов, или, как их называют во Флотилии, яхт. Эти комфортабельные суда имеют ледокольный класс, и в зависимости от своего проекта могут смело крушить речной лед толщиной до 10, либо до 20 см.
Впрочем, яхты «Рэдиссон Ройал» - это далеко не только прогулки по заледеневшей водной артерии столицы. Это еще и превосходный ресторан на воде, пусть и замерзшей. К тому же, речные походы компании имеют и широкую тематическую направленность. Так, в конце года на борту яхт для детей вновь открываются теперь уже традиционные новогодние елки. А весь год представлены романтические, исторические, гастрономические, праздничные и многие другие пакеты, которые, к тому же, регулярно дополняются. К примеру, уже в начале нынешней зимней навигации, к середине ноября, впервые стартуют литературно-поэтические рейсы.
На пресс-конференции руководитель отдела внешних связей, маркетинга и рекламы Флотилии Ольга Ткачева сообщила и еще об одной новинке компании. К началу летней навигации в состав Флотилии войдет еще 10 сравнительно небольших речных трамвайчиков, рассчитанных на перевозку 44 пассажиров. С интервалом в 30 мин., с апреля по октябрь, они станут отправляться от причалов «Гостиница Украина» и «ЦПКиО имени Горького» в прогулочные туры продолжительностью 2,5-3 часа. Запланированы остановки на причалах: «Киевский вокзал», «Воробьевы горы/Лужники», «Театр Эстрады», «Новоспасский мост», и скорее всего, «Зарядье», открытие которого ожидается к тому времени. Пассажирам прогулки обойдется в 500 рублей.
Свой речной парк, стоимость которого оценивается в $15 млн, Флотилия наращивает в преддверии Чемпионата мира по футболу. Каждый «речной кабриолет», как их уже успели окрестить в прессе, имеет телескопически сдвигаемое остекление салона, а также климатическое оборудование. Аудиоэкскурсию на этих судах можно будет прослушать на 9 языках. На борту предусматриваются легкие закуски, прохладительные и горячие напитки. Г-жа Ткачёва отметила также, что уже есть договоренность на приобретение через год еще 10 аналогичных судов. И как полушутливо заметила при этом: «Наша Флотилия становится настоящим Флотом». Впрочем, реальная потребность в дополнительных речных трамвайчиках станет понятна лишь по итогам предстоящей летней навигации.
Самое новое на Москве-реке и в ее окрестностях
На этом новинки, о которых было объявлено на прошедшей пресс-конференции, не закончились. Об одной из них сообщил заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москва Дмитрий Пронин. По его словам, актуальным вопросом для российской столицы, перегруженной автотранспортом, по-прежнему остается организация регулярных речных перевозок пассажиров. Сейчас ведомство работает над этой концепцией совместно с Высшей школой экономики, и собирается завершить разработки до конца года. Впрочем, ни сами маршруты, ни тем более цены на них, что наиболее актуально, пока что названы не были. Известно лишь, что тарифы на регулярный речной транспорт будут дотироваться из городского бюджета.
Об другом перспективном проекте рассказал заместитель руководителя «Канала им. Москвы». Сейчас в его пределах зарегистрировано более 15 тыс. маломерных судов – вместимостью до 12 пассажиров. И в ближайших планах канального руководства стоит привлечение их к работе в области организованного туризма. Для чего намечается создавать для владельцев судов наиболее благоприятные условия, включая строительство необходимой береговой инфраструктуры, открытие новых топливных заправок, ремонт и обновление самого маломерного флота, а также развитие дополнительного сервиса. В частности, недавно для небольших судов начала действовать платная услуга «зеленого» прохождения шлюзов.
Все более популярны, сообщил Владимир Маркин, становятся и речные путешествия выходного дня. В летнем сезоне Канал открыл в Рязани для прибывающих круизных теплоходов специальный дебаркадер. Но гораздо более интересные для круизной отрасли события, по его словам, происходят в Завидове: здесь формируется новый пассажирский и круизный порт. Его открытие, считают во ФГУП «Канал имени Москвы», позволит столичным туристам начинать свои круизные походы по Волге и ее притокам именно отсюда. Что даст возможность путешественникам, проехав всего около часа на удобном скоростном электропоезде, избежать многочасового и малопривлекательного процесса прохождения подмосковных шлюзов. Впрочем, для реализации этого замысла потребуется привлечение серьезных инвестиций, а инвестор на реке, заметил г-н Маркин, «достаточно редкая птица».
Игорь Горностаев