Круизная навигация 2019 года в Санкт-Петербурге была открыта 28 апреля с прибытием в порт «Морской фасад» лайнера MSC Poesia. А с отходом 21 октября пассажирского судна AIDAaura сезон морских круизов в регионе был завершен. За это время Петербург принял 265 круизных лайнеров, на борту которых, по сообщению пресс-службы порта, находилось в общей сложности 647 640 пассажиров. На Морской Вокзал города, которым также оперирует АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад», в период с марта по сентябрь прошлого года было осуществлено 68 судозаходов со 165 790 пассажирами на борту.
По сравнению с 2018 годом, в 2019 году круизный поток в специализированном порту «Морской фасад» вырос на 4%, несмотря на незначительное, на 5 судов, уменьшение заходов лайнеров - с 270 в 2018-м до 265 в прошлом году. Что связано, отмечают эксперты, с общемировой тенденцией увеличения размерности пассажирских лайнеров. В соответствии с результатами, в 2018 году наибольшее число круизных туристов прибыло в Санкт-Петербург из Германии – 25%, США - 19% и из Великобритании – 10%. В прошлом году их обслуживали 159 туроператоров, в состав которых вошли 20 новых компаний. Количество дней максимальной загрузки, когда в порту находилось одновременно от 5 до 7 лайнеров, составило 29.
В 2019 году 10 круизных судов впервые зашли в Пассажирский порт Санкт-Петербург, в том числе два новых судна в мае – Viking Jupiter компании Viking Ocean Cruises и Nieuw Statendam компании Holland America Line. Надо также отметить, что в середине августа акваторию порта украсила уникальная яхта «Черная жемчужина», долгое время занимавшая первое место в списке самых больших и инновационных парусных судов мира.
Еще в течение сезона 2018 года Пассажирский порт Санкт-Петербург несколько раз сталкивался с суточным пассажиропотоком, превышающим расчетную максимальную пропускную способность в 18 тыс. человек. В связи с чем, порт внедрил систему регулирования въезда транспортных средств туроператоров в дни пиковых нагрузок. В сезоне 2019 года система тайм-слотирования пассажирских и транспортных операций продолжила свое действие с небольшими изменениями. Основное нововведение состояло в том, что она распространилась на все судозаходы в течение первого дня пребывания судов в «Морском фасаде». Как отмечают представители порта, новая система обслуживания дала положительный результат, что было отмечено руководством круизных компаний, представителями Международной ассоциации круизных линий (CLIA), городскими властями и самими туроператорами.
Что год грядущий нам готовит
Согласно сформированному расписанию, в 2020 году в Санкт-Петербурге ожидается 258 заходов круизных судов, а их пассажиропоток, согласно прогнозам специалистов, ожидается на уровне 648 тыс. человек, что практически соответствует прошлогоднему уровню. «Морской фасад» при этом планирует принять 11 новых судов, среди которых Norwegian Escape пассажировместимостью 4,5 тыс. человек - флагман флота компании Norwegian Cruise Line Holding, а также круизный лайнер аналогичного класса Sky Princess - новейшее судно компании Princess Cruises, спущенное на воду в 2019 году. Намечены судозаходы и одного из самых успешных паромных операторов в Балтийском регионе – компании Tallink Group.
АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» последние годы демонстрирует весьма значительные результаты по обслуживанию пассажирских и паромных лайнеров. Как отмечают представители круизных компании, это связаны в первую очередь с тем, что Северная столица добилась значительных успехов в повышении своего имиджа как одной из популярнейших туристских дестинаций мира. И сегодня Петербург – многократный лауреат главной международной премии в области туризма World Travel Awards.
Перспективы дальнейшего развития
В 2020 году в регион Балтийского моря будут заходить суда класса Freedom длиной 339 метров. В будущем также планируются заходы лайнеров класса Quantum длиной 348 метров. Ведется работа по осуществлению их заходов и в Санкт-Петербург.
В связи с тенденцией по увеличению пассажирских судов, портом уже реализован первый этап проекта по реконструкции причала №7 с возведением выносных палов. Что позволило увеличить длину причальной стенки для одновременной постановки к ней двух лайнеров длиной 330 и 294 метра. Размер капиталовложений в реконструкцию составил 65 млн рублей. Завершение второго и третьего этапов по возведению выносных палов увеличит общую длину причалов на 108 метров и позволит осуществлять безопасную постановку и стоянку одновременно двух судов длиной уже до 333 метров каждое.
Что еще важно, в прошедшем году между Санкт-Петербургом, АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» и ПАО «Совкомфлот» было подписано соглашение о развитии морского туризма на Балтике. Оно направлено на создание и отечественного круизного продукта с целью продвижения морской столицы России как ведущго круизного центра в регионе Балтийского моря.
На пути к круглогодичной загрузке порта
Работа в этом направлении реализуется в рамках Программы приграничного сотрудничества «Россия – Юго-Восточная Финляндия» на 2014-2020 годы. Помимо расширения причалов на 2020 год, запланирован завершение строительно-монтажных работ по реконструкции пункта пропуска через границу. Это даст возможность не только увеличить пассажиропоток и установить регулярное паромное сообщение, но и расширить географию маршрутов. Общий объем инвестиций в проект на 2017-2021 годы, составляет 453 млн рублей.
Кроме того, в настоящее время специалисты «Морского Фасада» продолжают проработку вопроса реализации проекта по использованию инфраструктуры порта для начала и завершения круизов по Балтике. Основная идея состоит в том, что туристы смогут прибывать в город различными видами транспорта с последующей посадкой на круизное судно с применением упрощенного визового режима.
Интересно, что за 2019 год через порт прошло более 19,5 тыс. так называемых уникальных пассажиров, которые начали либо завершили круиз в Петербурге. При этом прибыло 10167, а убыло 9404 человек, что на 30% больше, чем в 2018 году. В настоящее время Пассажирский порт Санкт-Петербург является транзитным, средний срок пребывания в городе одного круизного туриста составляет 2 дня. В случае формирования круизов непосредственно из города, срок пребывания увеличится еще на два дня - три дня до круиза и один после его завершения. Такой подход позволяет существенно увеличить объем доходов городского бюджета от туристической отрасли.
Иван Коблов