Круизная отрасль во всем мире оказалась наиболее пострадавшей от пандемии 2020 года. В США круизы так и не начались, а в Европе к осени удалось лишь частично восстановить турпоток. Но вторая волна вируса и жесткие меры правительства привели к полному локдауну не только на суше.
СТАРТ АМЕРИКАНСКИХ КРУИЗОВ ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО В 2021 ГОДУ
Целая эпопея по запуску американских круизов и борьбе с федеральным агентством CDC (Центр по контролю и профилактике заболеваний) в США подходит к концу. В отрасли достигнут своего рода компромисс – CDC не стал продлевать запрет на плавание (no sail order), срок действия которого истек 31 октября, но сделал практически невозможным заявленный ранее старт круизов с 1 декабря.
Главным препятствием стало утверждение комплекса обязательных условий, необходимых для безопасного плавания. Хотя круизные компании во всем мире, в т.ч. в России, уже разработали и даже внедрили собственные правила по гигиене, контролю, дистанции, маскам и т.д., американское Федеральное агентство внесло в них свои коррективы.
Так, всем круизным компаниям, стартующим из портов США, необходимо будет получить сертификат, разрешающий плавание в условиях пандемии COVID-19 – Conditional Sailing Certificate. Запрашивать его можно только после проведения нескольких тестовых круизов. Проходить они должны без туристов с привлечением добровольцев из состава команды и их ближайших родственников, которые обязаны будут предоставить соответствующий сертификат здоровья.
Еще одним серьезным требованием CDC стало создание условий для «лабораторного тестирования» на борту. По сути, круизные компании теперь должны регулярно проводить собственные ПЦР-тестирования всех людей до и после их выхода на берег. И это – помимо обязательных тестов, с которыми пассажиры и команда приходят на борт изначально.
Впрочем, крупнейший круизный оператор Viking уже заявил о создании собственной лаборатории для обработки ПЦР-тестов. В ноябре ее готовы будут продемонстрировать на топовом лайнере Viking Star (930 гостей и 620 членов экипажа), и, как заявлено в релизе компании, у лаборатории есть все условия для того, чтобы ежедневно брать и анализировать тесты у всех людей на борту.
Наконец, финальным условием выхода в море должны стать контракты с соответствующими медицинскими учреждениями, куда будут эвакуированы люди с положительным результатом теста на COVID. Перевозка потенциальных больных также становится задачей круизной компании, поскольку использовать местный коммерческий транспорт им запрещено.
Выполнение данных требований потребует значительно больше времени, чем подготовка самих лайнеров к работе, так что участники Международной ассоциации круизных линий CLIA (Cruise Lines International Association), которая осуществляет 95% всех океанических круизов в мире, согласились на очередной добровольный запрет плавания. Продлится он до 31 декабря 2020 года, и за этот период компании надеются выполнить все новые требования CDC.
В ЕВРОПЕ ТРЕВОЖНАЯ СИТУАЦИЯ
В отличие от США, ситуация с круизами в Европе неясна и вызывает тревогу среди участников рынка. Осложняется это тем, что те страны, которые активно задействованы в речных и морских круизах, все еще меняют правила игры, вводя более строгие меры контроля. Эксперты даже предупреждают о полном крахе европейского рынка, который только начал восстанавливаться с лета 2020 года.
Тяжелее всего вторая волна запретов ударила по речным круизам – например, крупнейший европейский туроператор CroisiEurope, планировавший до конца октября вывести на реки Европы половину своего флота, заявил о прекращении всех круизов до конца 2020 года.
Пожалуй, самой пострадавшей страной стала Германия, где в конце октября канцлер Ангела Меркель объявила о фактическом запрете путешествий. Это значительно снизило даже внутренний турпоток и вынудило ведущую немецкую компанию AIDA Cruises, входящую в мультинациональную Carnival Corporation & plc, заявить о прекращении всех круизов до конца ноября.
Напомним, что AIDA окончательно вернулась к туристическому бизнесу в середине октября с лайнером AIDAblue на более чем 2000 пассажиров, предлагая немецким туристам европейские туры из Италии. К декабрю компания планировала расширить список маршрутов, добавив Канарские острова. О снятии декабрьских круизов речь пока не идет, но их продажи до конца года заметно упали.
TUI CRUISES НАСТАИВАЕТ НА БЕЗОПАСНОСТИ КРУИЗОВ
Впрочем, среди представителей европейского туризма есть и несогласные с действиями властей. Так, гамбургская компания TUI Cruises, которая в этом году оперирует 3-мя лайнерами в Германии и Греции, отказалась подчиниться требованиям нового локдауна. Как было заявлено в пресс-релизе компании, их корабли не относятся к категории «внутреннего туризма», а прибытие и отбытие в соответствующих портах рассматривается как разрешенный трансфер.
Аргументом туроператора было и то, что круизы всегда осуществлялись с соблюдением самых строгих мер безопасности, и, как сказано в релизе, «те 30 тыс. туристов, которых уже перевезли с момента возобновления навигации в 2020г., доказывают, что безопасное для здоровья плавание на борту лайнера Mein Schiff возможно даже во время коронавируса».
Тем не менее, 4 ноября компания выпустила новый пресс-релиз, где сообщила, что, несмотря на все усилия, она была вынуждена подчиниться требованиям местных властей и отменить заявленные круизы из немецкого города Киля на неопределенный срок. При этом в TUI Cruises подчеркнули, что их программа плавания в Греции и на Канарских островах пока продолжается.
MSC CRUISES ПРИОСТАНАВЛИВАЕТ КРУИЗЫ ДО СЕРЕДИНЫ ДЕКАБРЯ
Германский локдаун повлиял и на такого важнейшего для Европы туроператора как MSC Cruises. Согласно заявлению, сделанному компанией 5 ноября, все круизы на лайнере MSC Magnifica, который начал в этом году навигацию только в конце августа, будут приостановлены в период с 8 ноября до 18 декабря. Основная причина – введенные строгие ограничения во Франции и Германии, откуда прибывало большинство туристов.
Таким образом, сейчас отменен 10-дневный круиз в восточном и западном Средиземноморье с заходом в порты Италии, Греции и Мальты, а также длительный круиз по миру с посещением более 40 стран в 2021 г. После 18 декабря MSC Magnifica вернется с одним из 8-ми дневных рождественских круизов, а затем продолжит запланированные маршруты в Средиземном море до конца апреля 2021 г.
«Вестник АТОР»