Начнем наш обзор со средиземноморских программ круизного оператора MSC Cruises. В высокий сезон компания продолжила выполнять походы из Стамбула, при этом хитом у российских туристов стал круговой тур с посещением портов Греции и Италии на лайнере MSC Splendida. Востребована и новинка – также круговое путешествие из Измира на MSC Divina. На европейских круизах MSC из Турции, отмечают агенты по продажам, вполне можно было «поймать» хорошую цену. Немаловажно также, что в Измир, не говоря уже про Стамбул, летает множество авиарейсов из России.
Из минусов: россиянам, следующим в европейский круизный тур, нужна шенгенская виза. И те же греки максимум за три недели дают ее всем, точнее – почти всем желающим. За 11 тыс. рублей наш соотечественник становится счастливым обладателем Шенгена, но весьма короткого, обычно строго под даты круизной поездки. Понятно, что многим такой расклад вряд ли понравится. Да и для получения долгожданной визовой отметки в загранпаспорте предварительно приходится серьезно потрудиться со сбором всевозможных документов и справок.
Впрочем, в любом случае компанией №1 по морским круизам в России в настоящее время остается MSC Cruises. Так уж сложилось исторически. Этого итальянского оператора, а также представляющую его в РФ и СНГ российскую компанию PAC Group, круизные агентства хвалят. И в первую очередь потому, что эта хорошо известная им парочка продолжает, как и прежде, развивать отечественный рынок морских путешествий. Небольшой пример: судовладелец на борту своих лайнеров, за исключением тех, что ходят в норвежских фьордах, все программы и расписания – так называемые «тудейки», печатает на русском языке. Кроме того, MSC и PAC продолжают плотно, как и раньше, сотрудничать с турагентами России и стран СНГ, причем как в столицах, так и в регионах.
Далее, конечно же, надо упомянуть Astoria Grande. Это пассажирское судно, которым оперирует турецкая компания Miray Cruises, ходит в круизные туры из Сочи, следуя к берегам Турции. Безусловно, и то, что отправляясь из российского «домашнего» порта, оно тем самым особо привлекает наших туристов. При этом, отмечают участники рынка, в нынешнем сезоне от Astoria Grande поступает как никогда много разного рода ценовых акций. В результате, круизные тарифы судна в разгар сезона оказывались ниже, чем даже в мае.
По мнению некоторых туроператоров, такой расклад свидетельствует о спаде интереса туристов к черноморским турам. А виной этому, считают они, вполне возможно стали завышенные ранее тарифы. Либо ситуация такова, что постоянным путешественникам за два года уже приелись поездки в Турцию, а новых желающих отправиться по турецким маршрутам становится всё меньше. Хотя оператор лайнера вроде бы немало делает для привлечения дополнительных клиентов: приглашает на борт популярных артистов и певцов, открывает новые порты и целые направления – в частности греческие острова, а также активно дает рекламу, сотрудничает с крупными агрегаторами.
Так что, по другой версии, снижением расценок Astoria Grande лишь старается дозагрузить лайнер до максимально возможных показателей. И это вполне удается: если в прошлогоднюю навигацию средняя заполняемость судна составляла 70%, то в нынешнем году она явно подросла. Но, с другой стороны, проведение ценовых акций в пик сезона, как показывает прежняя практика – довольно коварная метода. В последующие годы потребители могут уверовать, что наиболее интересные тарифы бывают в июле-августе, а потому отказаться от раннего бронирования, надеясь на низкие цены в летний период.
Безвизовые и почти что безвизовые круизы
У российских путешественников хорошим спросом всегда пользовались безвизовые морские круизы, прежде всего в Юго-Восточной Азии и Персидском заливе. Но вначале несколько слов о Японии – «почти что безвизовой стране», как ее иной раз называют сами турагентства. Действительно, японцы сейчас практически никому из россиян не отказывают в визе, делают ее по приемлемой цене и несравнимо быстрее тех же европейцев – всего за 5 дней. Да и долгий перелет в эту страну стоит уже фактически столько же, сколько транзитный авиарейс в Европу.
Неудивительно поэтому, что круизная Япония очень хорошо зашла к нам. К примеру, американская компания Celebrity Cruises из холдинга Royal Caribbean Group держит у берегов Страны восходящего солнца 12-палубный премиальный лайнер Celebrity Millennium, способный принять на борт более 2,5 тыс. пассажиров. Он выполняет 13-дневные походы вокруг Японии по маршруту Токио – Токио. Всю весну, а потом и лето, его тарифы были одними из самых низких: во внутренней каюте можно было поселиться за $900. Каюта с балконом обходилась, понятно, дороже – от $1,7 тыс. и туда далее. Аналогичная японская программа на Millennium уже продается и на следующий год.
Теперь о самих безвизовых азиатских круизах. Многие из них стартуют в Китае, прежде всего в шанхайском морском в порту «Баошань». Отметим, Шанхай относится к одному из 11-ти пунктов прибытия в КНР, в которых транзитные граждане из РФ могут пребывать без визы до 144 часов при условии, что они следуют в третью страну, как правило, Японию. К тому же, вполне приемлемая цена действует и на перелет по шанхайскому направлению, как с «Аэрофлотом», так и с China Eastern Airlines – где-то не более 50 тыс. рублей.
В качестве примера приведем базирующийся сейчас в Шанхае 16-палубный лайнер Spectrum of the Seas компании Royal Caribbean International (RCI), построенный пять лет назад. На его борту могут разместиться до 4,3 тыс. пассажиров. Судно ходит как по трех- четырехдневным маршрутам, так отправляется и в недельные туры. Необходимо отметить, что как раз за счет своих юго-азиатских круизных туров Royal Caribbean смогла за год почти что на порядок поднять продажи в нашей стране.
Напомним также, что в завершающемся сезоне у RCI повышенным спросом пользовался и новейший продукт – Icon of the Seas, самый большой на сегодня круизный лайнер в мире. Несмотря на заоблачные тарифы, попасть на его борт по-прежнему довольно проблематично.
Уже пришла осень, а за ней и зима
Интересный расклад сил ожидается осенью текущего года в Персидском заливе. Ведь именно на эту часть мирового океана, по оценкам отдельных туроператоров, и приходится до 70% всех морских путешествий, в настоящее время приобретаемых россиянами.
Начнем с греческой круизной компании Celestyal Cruises, довольно активно теперь сотрудничающей с российским рынком. В конце октября она должна перегнать в этот регион свой лайнер Celestyal Journey. Он станет осуществлять недельные туры из Дохи, столицы Катара, а также походы из Абу-Даби. Что еще важно, расценки на водные путешествия у Celestyal сравнительно невысокие.
В Персидский залив на предстоящую зиму вновь войдет и операторская компания Costa Cruises. Еще не так давно она спорила с MSC Cruises за почетное звание наиболее популярной у наших почитателей морских туров. Теперь же Costa, отказавшись от работы в России, сосредоточилась на привлечении жителей СНГ и русских, проживающих вне своей исторической родины. Но, в любом случае, ее присутствие вновь заставит MSC снизить российские тарифы для этой акватории, куда компания тоже направляет на зиму свой флот.
Постепенно все больший объем продаж морских круизов приходится не только на осень, но и на предстоящий зимний сезон. И тут не особо большая, но определенная доля интереса у россиян есть к лайнеру Celebrity Infinity. Его владелец Celebrity Cruises оставляет судно зимой в Средиземноморье. Оно пойдет по красивому маршруту из Барселоны на Канарские острова. Тарифы у него вполне приемлемы: внутренняя каюта стоит не более $800 на человека при 2-местном размещении. Infinity – лайнер немолодой, даже староватый, 2001 года постройки, но полностью реновированный. При этом не стоит забывать: чем старше пассажирское судно, тем больше площадь кают на нем.
Что опять же немаловажно, визовых сложностей с Испанией возникает меньше, чем с другими странами, за исключением разве что Греции и Италии. К тому же, выгодно и предложение по перелету в Барселону через Баку, даже в низкий сезон с декабря по февраль. Туда и обратно у авиакомпании Azal можно найти билеты в пределах 60 тыс. рублей.
Подготовил Игорь Горностаев