О мерах по развитию арктического туризма в России рассказал замглавы Ростуризма Роман Скорый на конференции «Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития», посвященной 20-летию создания Арктического совета. Мероприятие, организованное Российским советом по международным делам, проходило 12-13 октября 2016 года в Москве.
Россия предлагает на мировом туристском рынке уникальный продукт – круизы на Северный полюс. Рейсы выполняются из Мурманска через Шпицберген или через Землю Франца Иосифа с заходом на Новую Землю, с осмотром птичьих базаров и наблюдением за арктическими животными на скале Рубин и в бухте Тихая, на островах Чампа, Рудольфа. Несмотря на высокую стоимость экспедиционных круизов, такие путешествия пользуются огромным спросом, и места на них заказывают за год и даже раньше. Особенно востребованы арктические туры гражданами Германии и США. Экспедиционные круизы рассчитаны на небольшое количество участников: от 50 до 110 человек на одном судне. Для этих проектов используются суда ледового класса или ледоколы, способные посещать районы, абсолютно недоступные для обычных круизных теплоходов.
Ежегодная тенденция к увеличению количества заявок и проходов судов с туристическими целями по Северному морскому пути предопределяет актуальность вопроса о системном туристическом развитии Арктической зоны. Основным сдерживающим фактором для увеличения турпотока является неразвитая туристская инфраструктура. Требуется серьезная реконструкция объектов Арктической инфраструктуры, перепрофилирование их под нужды науки и туризма. «Россия – единственная страна в мире, которая морским путем доставляет туристов на «вершину планеты». При этом ни одна концепция и стратегия развития Арктической зоны в должной мере не предусматривает получение стабильного дохода от арктического туризма. Зачастую инвестиционные проекты вовсе не предусматривают реализации туристического потенциала», – отмечает заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Роман Скорый.
Для реализации потенциала арктического туризма в России требуется комплексная работа по снятию существующих на сегодняшний день ограничений, а также межрегиональное взаимодействие и кооперация. Для выхода на мировой рынок круизного туризма и расширения сотрудничества с ведущими туроператорами требуется объединение ресурсов Архангельской, Мурманской областей, Карелии с Красноярским краем, активно развивающим туризм в Арктике. При системном подходе к развитию туризма в Арктической зоне не придется дополнительно вкладывать огромные средства в строительство новой туристической инфраструктуры: он позволит еще на этапе проектировки транспортных торгово-промышленных узлов заложить возможность их использования как объектов двойного назначения, и тогда доходные и налоговые поступления от развития туризма очень скоро оправдают вложенные бюджетные средства.
Важнейшей мерой представляется также либерализация визового режима для приезжающих в Россию иностранных туристов. «Мировая практика показывает, что любое упрощение визовых формальностей обеспечивает увеличение числа иностранных туристов на конкретном направлении на 20-30%. Российский опыт также подтверждает перспективность этого решения. Отмена виз с Израилем в 2008 году позволила уже в следующем году нарастить поток туристов в Россию на 14% и еще почти на 30% – через год. За первые полгода безвизового режима с Республикой Корея в 2014 году количество корейских путешественников в нашей стране выросло на 58%. Благодаря организации групповых безвизовых туров из Китая въездной турпоток из КНР за последние 5 лет вырос в 3,5 раза. Упрощение визового режима для пассажиров круизных судов может стать серьезным стимулом для развития арктического туризма в России», – говорит руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов.
В первую очередь в интересах увеличения въездного турпотока в Арктической зоне предлагается предусмотреть 72-часовое безвизовое пребывание на территории Российской Федерации иностранных граждан – пассажиров круизных судов, прибывающих в Российскую Федерацию (в том числе транзитом) через международные аэропорты. Эта мера позволит туристам начинать и заканчивать круизы в Российской Федерации (а не только делать остановки в российских портах), что значительно увеличит привлекательность портовых городов, так как позволит туристам находиться в них 2-3 суток до посадки на круизное судно или после окончания круиза. Эта инициатива активно поддерживается портами Российской Федерации и их объединениями.
Также целесообразно предусмотреть безвизовое пребывание до 15 суток для пассажиров речных круизов (по аналогии с пассажирами морских круизов и паромов – организованными группами, с проживанием на судах).
Для справки: маркетинговые исследования круизной компании Poseidon Expeditions показали, что существует стабильный спрос на посещение архипелага Шпицберген туристами, готовыми потратить для этого 7-9 дополнительных дней. Также существует интерес к изучению российской части Шпицбергена - Баренцбурга, посещение которого можно организовать на обратном пути с Земли Франца-Иосифа. Арктический туризм может быть весьма прибыльным и при этом не наносить вреда экологии. Например, канадский город Черчилл, где экотуризм начал развиваться около 30 лет назад с одного автобуса, возившего приезжих посмотреть на медведей, постепенно развился в многомиллионный бизнес, который обеспечивает сейчас доход городского бюджета.
Russiatourism