Многопрофильный туроператор PAC Group хорошо известен на российском круизном рынке. Являясь генеральным представителем итальянской круизной компании MSC Cruises в России и странах СНГ, он занимает весомую нишу по объему отправленных клиентов на ее лайнерах. Причем, в отличие от многих других участников рынка, открыто называет их число. В ближайшие шесть лет туроператор собирается втрое увеличить общее количество круизных туристов из России, доведя их число до 100 тыс. человек в год. О дорожной карте развития бизнеса и других вопросах, касающихся индустрии морских путешествий, нашему корреспонденту рассказал генеральный директор PAC Group Илья Иткин.
- Илья Михайлович, скажите, какое место в структуре приоритетов бизнеса PAC Group занимает круизный продукт?
- Сейчас морские круизы для нас стратегически важное направление. Если говорить в цифрах, то за год они составляют долю в размере чуть более 30% от продаж компании в целом. Так было по итогам 2017 года, а по итогам 2018-го этот показатель наверняка увеличится. Круизные продажи растут, соответственно, растет и их объем в общем сегменте реализации PAC Group.
А сколько круизных пассажиров сейчас выбирают маршруты MSC Cruises?
- В прошлом году на рейсах компании MSC Cruises побывало почти 25 тыс. наших клиентов. На этот год планировался рост в размере 35%, т.е. мы должны были перешагнуть планку в 32 тыс. пассажиров. И таких результатов, считайте, удалось добиться уже в начале лета. Так, по данным на 9 июня - дата инаугурации нового лайнера MSC Seaview, эта цифра составляла около 31 тысячи. Несмотря на то, что круизные путешественники пока составляют меньшую долю от общего объема продаж, этот рынок очень интенсивно растет.
- Расскажите, как строится ваша совместная работа с MSC Cruises?
- Первое слово исходит от MSC, чьи планы, как вы видите, тоже весьма амбициозны. К 2026 году они планируют нарастить свой круизный флот до 24 лайнеров. Таким образом, после крещения новейшего судна MSC Seaview – 15-го по счету в компании, будет спущено еще 9. При этом объем турпотока оператора за это время возрастет, грубо говоря, с 2,5 млн пассажиров в год до 4,8 млн. И если сейчас MSC Cruises находится на четвертом месте в мире по ежегодному объему пассажиров, то после проведения намеченной экспансии судов станет третьей, пропустив вперед лишь глобальные холдинги Carnival и Royal Caribbean. При этом MSC остается самой крупной частной круизной компанией мира. Но, кроме намечаемой стратегии роста, важно еще вот что. В наиболее востребованных для российских туристов акваториях, а это Средиземное море и Северная Европа, компания выступает лидером, имеющим там самое большое число лайнеров. В отличие от ее основных конкурентов, которые ориентируются, прежде всего, на Карибский бассейн.
- Значительный рост круизного флота подразумевает и не менее значительное увеличение числа потребителей. А где их взять?
- Действительно, выполнить намеченную стратегию роста MSC Cruises вряд ли сможет, опираясь лишь на свои базовые рынки – итальянский, французский, немецкий. Компании требуются дополнительные рынки сбыта, и ее руководство дает планы своим партнерам кому и как расти. Россия сейчас среди перспективных стран – «номер один». Помимо нас в число ТОП-8 важных для развития направлений вошли, в том числе и такие страны, как Турция, Китай.
- Какие задачи в связи с этим стоят непосредственно перед вами?
- MSC серьезно верит в наш потенциал. Ежегодно PAC Group, как генеральному представителю оператора по России и СНГ, ставится определенный план пассажироперевозок, который в последние годы составляет не меньше озвученных 30%. Несмотря даже на сложные экономические времена. И если в 2015 году планируемый рост мы обеспечили за счет Сочи, куда в том летнем сезоне прибывал лайнер компании из Венеции, то в 2016-м намеченное увеличение турпотка затормозилось – выдался самый сложный год: наши показатели не возросли, хотя и не упали. В прошлом году спрос на морские круизы оказался бурным, свыше 30%. Продолжается он и сейчас. И на ближайшую перспективу я поставил перед нашей компанией очень амбициозную задачу: в ближайшие 6 лет, к 2024 году, довести число круизных туристов до 100 тыс. А для этого необходимо увеличивать ежегодный спрос все на те же 30%.
- Напрашивается вопрос: как этого можно достичь?
- Начать хотя бы с того, что сам по себе объем морских круизных пассажиров из России сегодня невелик, но потенциал у страны огромен. Средний чек на морские путешествия в последние годы заметно снизился, и составляет, зачастую, 850 евро за недельный тур на человека. Причем, дети до 12 лет, следующие с родителями, отправляются бесплатно. Так что, в круиз теперь нередко съездить дешевле, чем в отель – даже турецкий «5 звезд», не говоря уже о европейских. Далее, с нашей стороны требуется «обратить в веру» турагентства, переключить их с морских курортов на круизы. Чем мы уже давно и небезуспешно занимаемся. Для чего проводим множество обучающих мероприятий, просвещаем турагентов в онлайн школах, показываем им лайнеры. Наша цель – максимально вдохновить дилеров начать продавать круизы, сделать первый шаг, первую продажу, и понять, что этот продукт реализовывать вполне просто.
- И все-таки, на чем зиждется ваша уверенность в перспективности круизного рынка?
- Я уверен, что наши планы реалистичны и реализуемы. И сам вижу, как агенты, сделав первую-вторую продажу при нашей поддержке, входят во вкус и начинают работать самостоятельно. При этом им не надо вкладывать деньги в рекламу, а требуется лишь целенаправленно работать со своей базой, которая в дальнейшем полностью обеспечит их заказами. Поскольку на всех нас начинает работать высокое качество круизного продукта MSC Cruises, гарантирующее не менее высокую возвратность. Клиенты, побывавшие на морских лайнерах этой компании, не только регулярно повторяют круизные поездки, но и начинают привлекать к ним свои семьи, друзей. Я все это отлично вижу на примере последних лет.
- А внутри PAC Group не могут при этом возникнуть определенные противоречия, вы ведь продаете не только круизы, но и пляжный отдых?
- Нет. Рынок – это не какой-то сообщающийся сосуд: взяли в одном месте – пострадало в другом. Во-первых, по морскому отдыху мы конкурируем с большим числом игроков, так что можем, скорее, забирать клиентов у них. Предложения MSC Cruises очень хороши для массового потребителя: высокое качество, превосходные лайнеры, интересные маршруты и, что важно, приемлемые цены. К тому же, мы обеспечиваем русификацию поездок, круизы с «русскоязычными группами» - это большой проект компании PAC Group. Мы создаем специальный русифицированный сервис для наших клиентов – не менее одной русскоязычной экскурсии в каждом порту, программа дня на русском языке, представитель PAC Group на лайнере и многое, что позволяет сделать отдых наших соотечественников комфортным. Что, конечно же, дополнительные затраты для нас, но мы на них идем осознанно, поскольку они себя полностью оправдывают.
- Агентские комиссионные. Какой подход в этом вопросе у PAC Group?
- Мы предоставляем стартовую комиссию для агентов, как по круизному, так и по классическому туроператорскому продукту – 10%. Но есть тут и отличие: на круизном направлении мы позволяем нашим партнерам зарабатывать до 15%, все зависит от объемов продаж. Агентства же, которые поверили в морские путешествия и стали их реализовывать, вполне могут дойти до максимальных комиссионных за год. Благо, средний чек весьма привлекательный.
- Идет ли компания MSC Cruises вам навстречу: предоставляет для россиян скидки, проводит тарифные акции?
- MSC проводит разную ценовую политику на разных рынках. И для каждой страны имеются свои круизные тарифы, в том числе и для России. Есть промо-периоды, когда наши цены действительно ниже. Так, до 30 сентября на российском рынке действует акция «Готовь SUNNY летом» - круизы с отправлением в период осень-зима по теплым направлениям, что позволяет приобрести тур со скидкой 25%. Я очень благодарен топ-менеджерам MSC Cruises, поскольку они не только говорят, что Россия для них очень важна, но и на деле помогают делать шаги, обеспечивающие рост пассажиропотока. Хотя, казалось бы, Россия пока не входит в топ рынков по продажам. В то же время, россияне активно приобретают проживание в наиболее комфортабельных каютах MSC Yacht Club, выступая здесь одними из основных гостей, а также выкупают и другие престижные и достаточно дорогие места на лайнерах.
- Вот что еще хотелось бы у вас узнать. PAC Group имеет значительный вес в круизном мире, тем не менее, вы держитесь несколько обособленно, например, не участвуете в работе профессиональной российской Ассоциации круизных операторов. Чем это вызвано?
- На самом деле, я не вижу пока в этой коалиции практического смысла. Свои круизные задачи мы решаем самостоятельно. Если же говорить не о круизах, то PAC входит в разные ассоциации: и в РСТ, и в АТОР, и очень ответственно относимся к общественной работе.
Подготовил Игорь Горностаев