Какие факторы сдерживают организацию приема иностранных круизных лайнеров в акватории Баренцева и Белого морей? Каковы возможные пути, которые способствовали бы увеличению количества судозаходов и, как следствие, развитию морского круизного сообщения на Северо-Западе России?
Путь вокруг побережья Северной Европы к берегам Новой Земли, впервые проделанный в далеком 16 веке легендарным голландским мореплавателем Виллемом Баренцем, спустя столетия привлекает внимание туристов из разных стран мира. Международные круизные компании, например Norwegian Cruise Line Holdings (NCLH), регулярно включают в маршруты своих лайнеров класса «Люкс» порты Мурманск и Архангельск, совмещая их с посещением жемчужины Белого моря – Соловецких островов. А такие компании, как Hapag-Lloyd Cruises и Silversea cruises, располагающие флотом судов, специально построенных для экспедиционных круизов, в т.ч. по Арктике и Антарктике, готовы рассматривать варианты с посещением Земли Франца-Иосифа и Новой Земли.
Западный Арктический регион России на круизном рынке представлен портами Мурманск, Архангельск и портопунктом Соловки. Учитывая их географическое положение, судовладельцы в большинстве случаев предпочитают включать данные порты в программу одного круиза. Согласно данным, предоставленным компанией «Инфлот Ворлдвайд Рус», стоит отметить, что за последние 10 лет пик в количестве 28 судозаходов наблюдался в навигацию 2015 года.
Статистика судозаходов 2010-2018 гг.
2019 год: Мурманск – 4 захода, Архангельск и Соловецкие острова – по 2 захода
Отмененные заходы в 2020 году ввиду пандемии короновируса: Мурманск – 3 захода, Архангельск и Соловецкие острова – по 2 захода.
Какие факторы сдерживают организацию приема иностранных круизных лайнеров в акватории Баренцева и Белого морей? Каковы возможные пути, которые способствовали бы увеличению количества судозаходов и, как следствие, развитию морского круизного сообщения на Северо-Западе России?
Обратимся к экспертному мнению компании «Инфлот Ворлдвайд Рус», которая является генеральным морским и экскурсионным агентом большинства круизных судовладельцев, направляющих свои суда в порты Российской Федерации. Специалисты компании принимали участие в реализации практически всех без исключения значимых морских событий, проводившихся в портах РФ, что позволило накопить уникальный опыт и практические знания в сфере комплексного обслуживания круизных судов.
Начиная с 1998 года «Инфлот Ворлдвайд» осуществляет прием круизных лайнеров в регионе Баренцева/Белого морей в тесном взаимодействии с Администрацией морских портов Западной Арктики. В 2020 компания подписала соглашение с Федеральным агентством по туризму в сфере морского круизного туризма, в том числе в сфере осуществления мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для развития круизных туристских маршрутов на территории Российской Федерации.
Что оценивает круизная компания при выборе порта для включения в расписание?
1. Географическое положение, наличие необходимой инфраструктуры порта для приема и безопасной стоянки судна.
2. Туристический потенциал порта, наличие туристической инфраструктуры (гиды, автобусы, музеи, достопримечательности) и возможности местных туристических операторов.
3. Пограничные и таможенные правила порта (страны) по оформлению пассажиров и экипажа судна, время необходимое на официальные процедуры судна на приход/отход.
4. Стоимость портовых сборов и сборов за использование портовой инфраструктуры, прочие расходы, связанные с заходом в порт.
Основываясь на указанных выше данных, судовладелец проводит экономический расчет рентабельности захода в данный порт. В международной практике расписание круизов, выбор портов захода и маршрут составляются судовладельцем не менее, чем за 1-2 года до начала круиза. Данная глубина планирования позволяет судовладельцам реализовывать свой продукт покупателям в условиях высокой конкуренции на рынке, а также заранее планировать расходную часть своего бюджета.
В случае, если перечисленные позиции будут соответствовать ожиданиям судовладельца, мы увидим рост количества заходов до уровней прочих сдерживающих факторов, например, общего количества судов в регионе, ограничений по возможностям соседних портов и т.д.
Порт |
название причала |
длина (м) |
проектная глубина (м) |
Мурманск |
Пирс Дальних Линий |
201 |
6,5 |
Морские причалы # 43-45 Рыбного терминала |
360 |
8,68 |
|
Архангельск |
ПРР "Экономия" |
190 |
9,2 |
Морские причалы # 149 – 150 |
165 |
5,6 |
|
Причалы морского терминала Соловки |
Пирс Тамарин |
120 |
7,5 |
Причал Монастырский |
115 |
3 |
Если конкретизировать положение дел по каждому из портов Западного Арктического региона, то в настоящий момент ситуация следующая:
1. Мурманск
Наиболее развитый порт по сравнению с другими. Введен в эксплуатацию пассажирский причал «Пирс дальних линий» длиной 201 м и с разрешённой осадкой 6,5 м. Необходимо отметить, что данный причал по своим характеристикам не может принимать крупные круизные суда, которым приходится швартоваться у причалов грузового порта. С целью приема таких судов необходимо разработать проект дноуглубления вдоль причальной линии «Пирс дальних линий» и установки плавучих якорей со швартовыми рымами. Для обеспечения навигационной безопасности необходимо также учитывать размер разворотного круга на акватории.
Стоит отметить, что большинство судов, осуществляющих круизную деятельность в соседних регионах, по размерам превышают допустимые размеры причальной линии «Пирса дальних линий».
2. Архангельск
Инфраструктура порта не соответствует современным требованиям. Лишь небольшие суда могут заходить в центр города и стоять у причала Морского Вокзала. Сам вокзал требует кардинальной реконструкции, т.к. не используется для проведения процедур по оформлению прихода/отхода судов и пропуска пассажиров.
Суда до 190 м длиной швартуются на удаленных от центра города грузовых причалах района «Экономия», где отсутствует пассажирский терминал.
Суда среднего размера свыше 190 м длиной не могут зайти даже на удаленный причал района «Экономия» ввиду ограничений в соответствии с портовыми постановлениями. Возможности стоять на рейде нет ввиду удаленности якорной стоянки. Как следствие для судов, имеющих техническую возможность рейдовой стоянки и высадки пассажиров, нет практической возможности захода в Архангельск.
3. Соловецкие острова
Инфраструктура порта позволяет швартовать у причала только небольшие суда (до 120 м). Для больших судов предусмотрена рейдовая стоянка, однако судно должно быть оснащено судовыми катерами для доставки пассажиров на берег. Требуется модернизация существующей инфраструктуры по рейдовому обслуживанию судов, создание безопасного причала для швартовки судовых катеров.
Немаловажным является ограничение посещения Соловецких островов судами под иностранным флагом только при выполнении заходов в порты Архангельск/Мурманск для прохождения государственного контроля по пересечению границы Российской Федерации.
Более того, учитывая серьезные ограничения по порту Архангельск, судовладельцам при желании посетить Соловецкие острова приходится повторно заходить в порт Мурманск для прохождения государственного контроля по пересечению границы, что существенно снижает уникальность маршрута. Как следствие некоторые судовладельцы оставляют в маршруте только порт Мурманск, исключая Соловецкие острова и Архангельск.
Из указанной выше таблицы и данных от компании «Инфлот Ворлдвайд Рус» видно, что, рассматривая регион как единый туристический продукт, судовладелец ограничен в выборе эксплуатируемого флота:
- Малое количество портов в регионе Баренцева/Белого морей и как следствие, - отсутствие альтернатив у судовладельцев при составлении маршрута.
- Ограниченность портовой инфраструктуры для приема крупных круизных судов.
- Недостаточная развитость береговой туристической инфраструктуры по нормам круизной индустрии.
Также необходимо учитывать, что в последние годы круизный бизнес взял вектор развития на строительство и эксплуатацию судов крупного тоннажа, что позволяет снизить внутренние издержки и конкуренцию, а также увеличить количество перевезенных пассажиров.
Ключевым фактором для развития морского круизного туризма в бассейне Западного Арктического региона России является единая стратегия взаимодействия всех заинтересованных сторон с федеральными и региональными государственными структурами, включая министерство обороны РФ применительно к акватории Баренцева и Белого морей, и побережья Новой Земли, где расположен уникальный национальный парк «Русская Арктика», а также создание необходимой инфраструктуры с учетом специфики отдельного порта и региона.
Действенным примером такого взаимодействия является инвестиционный проект по созданию туристического кластера «Порт Лиинахамари» в Мурманской области, которому осенью 2020 присвоили статус резидента Арктической зоны. Проект, строительство которого планируют завершить до 2026 года, предусматривает, в том числе, создание необходимой инфраструктуры мирового уровня для захода круизных судов и яхт. Общая стоимость проекта – 12,5 миллиардов рублей. Реализацию проекта обеспечивают власти Мурманской области совместно с ООО «Порт Лиинахамари», Минвостокразвития, Минобороны РФ и Ростуризмом.
ИА «ПортНьюс»