Прошедший месяц оказался как никогда прежде богат на разнообразные морские случаи и происшествия. Они и вошли в наш ноябрьский обзор. Причем, далеко не все, а лишь наиболее громкие и запоминающиеся из них. Итак, в японском порту Йокогама сломался круизный лайнер Spectrum of the Seas, который должен был отправиться в Шанхай. На его борту, по информации туроператора CruClub, находилось 538 (!) граждан России. Судно должно было прибыть в китайский порт 9 ноября, но из-за задержки на два дня у всех россиян сгорали обратные авиабилеты в Россию, цена которых доходила до 100 тыс. рублей на человека.
Владелец лайнера — круизный оператор Royal Caribbean International, заявил, что вернет туристам 100% средств за круиз в течение двух недель, а также возместит стоимость перелетов, если билеты были приобретены через его систему. При оплате авиаперевозки другим способом Royal Caribbean пообещала выплатить по $200 на внутренние рейсы и $400 на международные. Пассажирам также предложили скидку в 50% на любой другой круиз в ближайший год.
Судно завершило ремонтные работы, и благополучно покинул порт Иокогамы утром 8 ноября, направившись в Шанхай. Ориентировочное время прибытия, как было объявлено, утро 11 ноября. При этом сообщили, что пассажирам лайнера была перечислена компенсация за задержку рейса. Интересно, что по сообщению информагентств, во время инцидента весь алкоголь на борту сделали бесплатным — таким нехитрым но вполне эффективным способом компания старалась успокоить туристов.
Spectrum of the Seas – первый инновационный лайнер в классе Quantum Ultra построенный на верфи Meyer Werft в Германия в 2019 году. Его длина 347 м, ширина — 41 м, водоизмещение — около 169 тыс. тонн. Судно, ориентированное на азиатский рынок, может принять более 4,2 тыс. тыс. пассажиров и 1,5 тыс. членов команды.
Далее переносимся в Таиланд. Лодка с 40 туристами из России 12 ноября едва не оказалась в открытом океане во время экскурсии, сообщил телеграм-канал Mash. По его информации, через некоторое время после отплытия на судне закончилось топливо, его стало относить в сторону Индийского океана. Капитан лодки подал сигнал бедствия, но помощь подоспела только через 3 часа, в то время как неуправляемое судно быстро относило от островов Симилан к территориальным водам Индонезии. Как сообщается, вокруг судна кружили акулы, но несчастного случая удалось избежать. По информации канала, путевки на экскурсию были заказаны через некоего туроператора, который пообещал компенсировать моральный ущерб.
На палубе круизного судна Orient Princess, находившегося на стоянке в парке Хайхэ Бунд в китайском городе Тяньцзинь, 18 ноября вспыхнул пожар, сообщают местные издания. Как показали свидетели с места происшествия, кормовая часть судна была заполнена черным дымом, и при этом прорывался открытый огонь. В городском пожарно-спасательном центре района Биньхай уточнили, что возгорание было ликвидировано в течение часа, никто не пострадал. Компания-оператор подтвердила, что на борту проводились работы по ремонту и модернизации в рамках подготовки к будущим операциям. Воспламенение изоляционного материала произошло из-за искры.
Пассажирский теплоход Orient Princess, прежнее называвшийся Yao Hua, был построен в 1967 году. Его длина составляет 150,3 м, ширина — 21 м, водоизмещение — 10,3 тыс. тонн, вместимость — 350 пассажиров и 150 членов экипажа. Orient Princess был известен в Юго-Восточной Азии как плавучий игорный дом класса «люкс», на его борту также часто снимали кинофильмы и телешоу. В 2002 году судно установили на набережной в новом районе Тяньцзиня. В течение нескольких лет «Восточная принцесса» как достопримечательность была открыта для посещений.
Туристическая яхта Sea Story 24 ноября отправилась в дайвинг-тур из египетской марины Порт-Галиб в Марса-Аламе и должна была вернуться в Хургаду 29 ноября. На судне длиной 34 метра и шириной 9,5 метра находился 31 дайвер из разных стран и 13 членов экипажа. Крушение произошло 24 ноября в 5.30 утра, после того, как в яхту ударила гигантская волна и она перевернулось за 5-7 минут, успев, тем не менее, подать сигнал бедствия. Это случилось в 46 морских милях (около 85 км) от курорта Марса-Алам на западном побережье Красного моря.
К утру 24 ноября удалось спасти 28 человек, поиски, в которых были задействованы вертолет и военный корвет, продолжился дальше. Интересно, что все спасенные пассажиры получили лишь незначительные ушибы и ссадины, госпитализация им не потребовалась. На следующий день обнаружили четырёх погибших пассажиров Sea Story, а также трёх выживших. Таким образом спасти удалось 31 человека. Большое число пропавших без вести было связано, в том числе и с тем, что они оказались запертыми в своих бортовых каютах.
Генконсульство России в Хургаде сообщило, что россиян на затонувшем судне не было. Отмечается также, что накануне отплытия яхты в этом районе Красного моря наблюдалась штормовая погода – сильный ветер и волны высотой 5-6 метров. В связи с чем, египетское управление метеорологии рекомендовало отменить все морские экскурсии и прогулки.
Маломерное судно «Боец» с пассажирами и капитаном на борту 27 ноября перевернулось и затонуло в акватории Баренцева моря недалеко от известного села Териберка. Как сообщила пресс-служба Северо-Западной транспортной прокуратуры, туристов отправили на морскую прогулку несмотря на штормовое предупреждение и запрет на выход в море, пообещав им, что в это время можно увидеть китов. Все люди, находившиеся на борту и попавшие в ледяную воду, были доставлены на берег, их подобрало проходящее мимо пассажирское судно «Святая Екатерина». Никто из спасенных не пострадал.
Мурманский следственный отдел СКР на транспорте возбудил уголовное дело по статье «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». По предварительным данным, на борту находилось 11 человек, хотя судно рассчитано на шестерых. К тому же, как рассказали сами туристы, никаких индивидуальных спасательных средств, даже спасжилетов, им предоставлено не было. А главное, по результатам освидетельствования 66-летнего капитана Андрея Клюшникова выяснилось, что он находился в состоянии алкогольного опьянения. Хотя сам мужчина утверждает, что выпил спирта уже после происшествия. Тем не менее, судоводитель задержан, а следствие продолжилось.
Дополнительно было выяснено, что капитан не имел права заниматься пассажирскими перевозками. Недавно, в ноябре 2024 года, решением Октябрьского районного суда Мурманска ему запрещена эксплуатация судна «Боец» в коммерческих целях до получения необходимой лицензии на перевозку пассажиров, сообщили в пресс-службе Северо-Западной транспортной прокуратуре.
И это еще не всё. Многочисленные информагентства – и в нашей стране и за рубежом, 29 ноября сообщили, что из-за поломки гребного винта пассажирский лайнер SH Diana круизной компании Swan Hellenic не смог доставить пассажиров к берегам Антарктиды, как было намечено в его программе. Из-за чего несколько российских туристов на его борту даже объявили голодовку, потребовав от организатора тура выплаты полной компенсации за неудачную поездку.
Портал «Круиз-Инфо» вчера подробно рассказал об этом происшествии, получившем довольно широкий резонанс. Остается добавить, что 1 декабря лайнер успешно прибыл в аргентинский порт Ушуайя, и на его борту начались ремонтные работы. А сегодня вечером, 3 декабря, как нам сообщили в российском представительстве компании Swan Hellenic, судно отправится в плановый круиз по антарктическом маршруту.
Подготовил Андрей Алексеев