В середине июля стало известно, что компания «Технотур плюс», уже более 14 лет присутствующая на рынке реализации речных круизов, приостановила свою деятельность. С чем это было связано, поначалу высказывались различные мнения и назывались разные причины. Но очень скоро если не все, то многое прояснилось. Выяснилось, что ситуация вполне тривиальна: агентская структура оказалась попросту не в состоянии оплатить туроператорам за речные путешествия своих клиентов, за которые те, как и полагается, внесли деньги заранее и в полном объеме. Почему же так произошло – отдельный вопрос. Как и дальнейшая судьба самого «Технотура».
Но вначале о том, что предшествовало разразившемуся скандалу. Первой официальной информацией стало сообщение круизной компании «Мостурфлот», опубликованное 14 июля. Оператор попросил клиентов, купивших у компании «Технотур плюс» его ближайшие круизы, срочно связаться с центральным офисом. Как прокомментировала ситуацию заместитель генерального директора «Мостурфлота» Светлана Гончарова, с «Технотуром» был приостановлен договор в связи с тем, что агент не выполнял прописанные в нем условия: систематически задерживал необходимые платежи за реализованные туры. По словам г-жи Гончаровой, аналогичные нарушения со стороны «Технотура» отмечались такие же и в прошлом сезоне. Тогда «Мостурфлот» тоже был вынужден приостановить работу с компании.
В зимний период накопленные задолженности были ею погашены, и продажи круизов вновь открыты. Однако невыплаты продолжились и в нынешнюю навигацию, что вновь стало причиной разрыва отношений. Особо Светлана Гончарова подчеркивает, что «Мостурфлот» не делает никаких исключений в работе с «Технотуром», сотрудничая ним по той же схеме, что и с остальными агентами по продаже круизов. И если кто-либо из них перестает платить по установленному графику, то чтобы избежать дальнейшего роста долгов, сотрудничество с нарушителем прекращается.
- Ситуация абсолютно простая, - отмечает коммерческий директор компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин, - руководитель «Технотура» сообщил нам, правда устно, о своей финансовой несостоятельности, после чего мы расторгли с компаний договор и отключили ее от бронирования наших круизов. Произошло это в конце июня. Недавняя же публикация (за 22.07.2016 – И.Г.), сообщающая об этом - лишь необходимая формальность.
После чего «ВодоходЪ» начал напрямую взаимодействовать с туристами, которые приобрели круизы в «Технотуре». Всем им, а это примерно 120 человек, оператор предложил льготные условия на приобретение интересующих их речных туров. Практически все клиенты, сообщил
Андрей Смолин, остались полностью удовлетворены предоставленными им предложениями. В дальнейшем, по словам коммерческого директора «Водохода», операторская компания собирается потребовать за это соответствующую компенсацию со своего бывшего агента.
Теперь непосредственно о самой компании «Технотур плюс». Она, как сообщил ее генеральный директор Константин Терехов, приостановила продажи круизов с 11 июля. Произошло это после того, как «ВодоходЪ» и «Мостурфлот», на которые приходилось более 50% объемов продаж, уведомили о закрытии бронирования. Задолженности «Технотура» перед ними (в несколько млн рублей) г-н Терехов не отрицает. Эти долги, по его словам, начали накапливаться в последние пять навигаций, когда российские речные круизы, после громкой трагедии с теплоходом «Булгария», переживали весьма тяжелые времена. В тот период, отмечает Терехов, круизные операторы с пониманием и достаточно мягко подходил к вопросу сотрудничества со своими агентами. В первую очередь это касается «Водохода», пассажиров которого, из-за обмеления Волги, приходилось спешно пересаживать с ранее проданных рейсов на другие маршруты. В том числе, допускались и более поздние платежи. Теперь же, когда текущая навигация строится вполне успешно, когда пройден низкий сезон
мая-июня и приближается открытие продаж на 2017 год, отношение к круизным агентам серьезно изменилось, став гораздо более жестким.
Константин Терехов считает, и уже не раз повторял, что «ВодоходЪ», воспользовавшись моментом, решил «перераспределить финансовые потоки», переключив клиентов его компании непосредственно на себя. Заявление, отметим, весьма сомнительное. Даже если не принимать во внимание слова Андрея Смолина, трудно представить, чтобы крупная коммерческая структура только по этой причине могла бы в разгар сезона отлучить от бронирования агента, имеющего перед ней значительный долг. Да и продажи «Технотура», по сравнению с общими объемами реализации «Водохода», настолько небольшие, что зариться на них крупнейшему речному оператору страны определенно не имеет смысла.
Но вернемся к «Технотуру». В настоящее время, по словам его главы, все сотрудники компании уволились. Он же, не смотря на угрозы в свой адрес, продолжает работу в офисе, принимает заявление от пострадавших туристов, чтобы оценить общую сумму финансовых обязательств. По его оценкам, клиентов, которым надо вернуть деньги, наберется более 400 человек. Возможно также, что им будет предложена круизная услуга. После завершения навигации, либо уже ближе к этой дате, отмечает гендиректор приостановившей работу компании, предстоит принять решение о возможном возобновлении деятельности. Но в любом случае, сообщил Константин Терехов, он не собирается банкротить «Технотур», а хотел бы и дальше оставаться в структуре бизнеса речных круизов.
Игорь Горностаев