Lunnaja sonata 0818В конце прошлой неделе произошло событие, получившее громкую огласку далеко за пределами отечественной круизной индустрии: на теплоходе «Лунная соната», находящемся в ведении туроператорской компании «Инфофлот», случилось массовое отравление. Расследованием происшествия занялся Следственный комитет России.

Четырехпалубный теплоход «Лунная соната» (проект 302) выполнял речной круиз по маршруту Санкт - Петербург – Валаам – Сортавала – Старая Ладога – Свирьстрой – Петрозаводск – Кижи – Мандроги – Санкт-Петербург. Однако в ночь на 2 августа, когда судно находилось в Старой Ладоге, на его борт поднялись сотрудники Северо-Западного следственного управления на транспорте. Причиной чему послужило то обстоятельство, что у многих пассажиров был отмечен симптом пищевого отравления.

Тут же было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 238 УК РФ – «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей, совершенное группой лиц по предварительному сговору». Директора ресторана Елену Чернову задержали. Днем 2 августа стало известно, что пострадавшими себя признали около 50 человек. Причем, один подросток с диагнозом острой кишечной инфекции был доставлен в районную больницу. Однако через день СЗ СУ на транспорте сообщило, что отравились 148 пассажиров и три члена экипажа.

Всего на борту «Лунной сонаты» находилось 270 туристов, а также 120 членов экипажа, многих из них следователи СКР допросили. Было установлено, что медицинские книжки некоторых работников не соответствуют предъявляемым требованиям. После чего весь персонал кухни отстранили от работы. Вначале планировалось отправить теплоход по дальнейшему маршруту, но уже без горячего питания. Но потом было принято совсем другое решение, и «Лунная соната» проследовала обратно в Санкт-Петербург, где сейчас находится на речном вокзале. И уже во всех помещениям судна специализированная фирма дважды провела полную дезинфекцию.

А 3 августа появилось сообщение пресс-службы петербургского Роспотребнадзор, что ведомство готовит материалы «для передачи в суд о ликвидации юридического лица» организаторов круиза. В качестве причины столь суровой меры называется выявление «многочисленных нарушений требований санитарного законодательства». Озаботился регулятор и испорченным отдыхом пассажиров «Лунной сонаты», и даже открыл «горячую линию» по вопросам возмещения расходов и компенсации морального вреда.

Конечно же, нарушения санитарных норм – вещь недопустимая. Но подобное, к сожалению, не редкость, причем далеко не только на речном транспорте, да и не на транспорте вообще. Однако нынешний случая явно особенный – нет, вовсе не по прецеденту, которого нет, а по тому, насколько оперативно и жестко среагировали компетентные органы. Этот факт отмечают не только участники круизного рынка, но и туристы, в том числе и те, кто оказался на «Лунной сонате» в том злополучном туре. Поговаривают даже о некой высокопоставленной даме, тоже находившейся на теплоходе, и сообщившей о случившемся на самый верх.

Как бы там ни было, но следственные органы буквально тут же, когда еще ничего, по сути, не было ясно, вынесли серьезное обвинение директору судового ресторана по статье 238 УК РФ, отказавшись почему-то от обычного в подобных ситуациях более мягкого обвинения по статье 236 «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил». Хотя и об этом, в общем-то, с полной определенностью можно было сказать лишь после получения результатов лабораторных анализов. Тем не менее, руководителя ресторана задержали, тоже очень быстро, сразу же вменив ей даже не кухонные нарушения – за то не арестовывают, а, как видим, участие в некоем предварительном сговоре группы лиц. (Потом, правда, Елену Чернову все же выпустили под залог в 5 млн рублей, который за нее внес «Инфофлот».)

Забота о материальных и моральных издержках туристов со стороны Роспотребнадзор тоже непонятна. Ведь председатель совета директоров «Инфофлота» Александр Соснин еще 2 августа на форуме компании сообщил, что всем участникам круиза будет предложено на выбор два варианта компенсаций: возврат денег за несостоявшуюся часть речного путешествия и бесплатный недельный круиз, либо полное возвращение цены путевки. Иногородним туристам, к тому же, за счёт круизной компании было организованно перебронирование билетов на транспорт. Остаются и другие вопросы. К примеру, значительный, практически втрое, рост числа пострадавших на судне в течении менее чем суток.

Что еще важно, как отметил Александр Соснин, анализы показали, что на борту «Лунной сонаты» была вспышка норовируса. И она, заметим, может быть и не связанной с некачественной едой, хотя источник заражения пока остается неизвестен. Норовирус, кстати, тоже далеко не редкость, особенно на морских лайнерах. Вот лишь некоторые показательные случаи. В конце мая 2016 году эта желудочно-кишечная эпидемия была зафиксирована на пароме Silja Symphony судоходной компании Tallink Silja, тогда заразились 150 пассажиров. А еще раньше, 10 мая, заболело около 250 туристов из 900 находившихся на борту британского круизного судна Balmoral компании Fred Olsen Cruises. Интересно, что на Balmoral норовирус наблюдался перед этим совсем недавно, 28 апреля. В тот раз пострадали 153 пассажиров и шесть членов экипажа.

Вспышка кишечной болезни отмечалась и в апреле того же года на лайнере Golden Princess, на его борту насчитали более 300 заболевших. А еще примерно через год, в феврале 2017-го, нововирус поразил более 90 человек на лайнере Sun Princess, которым оперировала все та же круизная компания Princess Cruises. Только в декабре 2017 года отмечено сразу несколько массовых случаев заражения норовирусом: на морских лайнерах Celebrity Solstice, Independence of the Seas и Ovation of the Seas, его жертвами стали в общей сложности более 700 человек. Подобные примеры, попавшие, кстати, и в ежемесячные сводки происшествий нашего портала, можно приводить и дальше. В них фигурируют лайнеры и других известных зарубежных компаний морских путешествий, включая лидеров мирового круизного рынка Carnival Corporation и Royal Caribbean.

Безусловно, если и равняться на заграничный опыт, то только на положительный. Ведь кроме норовируса, зарубежные коллеги Ространснадзора находили на борту теплоходов и другие самые различные недостатки в работе, включая и санитарно-гигиенические. Так, было выяснено, что в пассажирских каютах морских судов ведущих на Северном море паромных компаний DFDS, Stena Line и Color Line, количество вредных микроорганизмов значительно превосходило действующие нормы. Но вот что стоило бы отметить: никакие надзорные органы при этом, ни разу не поднимали вопрос о запрещении дальнейшей деятельности своих круизных операторов, хотя и строго требовали с них устранения выявленных нарушений. И, как правило, после проведения на борту работ по дезинфекции, их суда отправлялись в рейсы.

 

Игорь Горностаев

Lunnaja sonata 2 0818