Да и не только топливо, как стало понятно совсем недавно… Надо сразу отметить, этот материал готовился еще до последних громких событий в «Водоходе». Но и последовавшая затем отставка Александра Трофимова, неизменного, как нам всем казалось, главы этой крупнейшей круизной компании страны, ничего, по сути, в сказанном не изменила, в чем нетрудно убедиться. Поскольку речь идет о наиболее важном в деятельности оператора речных круизов: о непростой навигации-2018, прошедшей под знаком взметнувшихся цен на топливо, о нынешнем скачке пассажирских тарифов и ходе текущих продаж, ну и, безусловно, о планах на следующий высокий сезон. Обо всем этом и рассказал коммерческий директор компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин.
- Навигация-2018 прошла под тяжким бременем существенно возросших цен на топливо. И нынешний летний сезон серьезно отличался от того относительного спокойствия на рынке, что было еще год-два назад. А вопрос мой – об итогах: что можете сказать о них? Чего добились, а чего нет, от чего отбились и от чего не удалось…
- Начать с того, что от топлива мы действительно «отбились» где-то наполовину: наша компания обычно заранее, и по прежним ценам, закупает максимальный объем топлива, который можно купить. О чем я уже неоднократно рассказывал. Приобрели горючее, кстати, и в этом году. Но в любом случае, если бы не топливная составляющая, то можно было бы смело говорить, что прошедшая навигация – одна из самых успешных за всю историю «Водохода». Смотрите сами: зарубежный турпоток практически полностью восстановился, вернувшись к докризисному уровню: за сезон было перевезено порядка 33 тыс. иностранцев. Весьма охотно отправлялись в круизы и россияне: уровень загрузки наших теплоходов был рекордно высок. И никакие объявленные рейсы компании ни на одном судне не были отменены. Более того, на некоторых судах в Москве, Питере, Нижнем навигацию пришлось продлить, поскольку наметился заметный спрос на осенние круизы. Поэтому считаю, что отработали очень неплохо. Думаю, аналогичная картина наблюдается и у наших основных коллег.
- Выходит, зря вы все так боялись топливного подорожания?
- Не то чтобы зря. Допустим, не всем повезло купить топливо заранее. Потом, есть же у нас показательный пример – компания «Волжские путешествия»…
- Лишь одна эта компания и ушла с рынка, хотя в начале навигации разговор шел вообще о возможном коллапсе рынка.
- Одно дело загрузка судов, выручка, и совсем другое – финансовый результат работы. Действительно, сейчас буквально все участники рынка говорят, что если бы не топливо, то это была бы суперприбыльная навигация. Но, увы, прибыль оказалась не столь высока. Кроме того, мы были вынуждены заложить возросшую стоимость топлива в круизные тарифы уже следующей навигации 2019 года. В результате, они возросли на 20-25%.
- А в течение навигации цены на туры вы не поднимали?
- Не поднимали. Разве что выборочно, на отдельные рейсы, но это проводилось в рамках текущей работы, и не было связано с топливом. Никаких отдельных топливных поправок тоже не вводили. Что и понятно: были опасения, в случае резкого увеличения тарифов турпоток можно просто отсечь. Так что, выгодней было не делать резких движений, а откататься с полной загрузкой, чем с половинной, хотя и по более высоким расценкам.
Когда круизы подорожали на четверть…
- Повышать цены на внутрироссийские речные круизы вообще вряд ли когда выгодно.
- Интересно вот что. В июле мы объявили о повышении цен, вернее, просто опубликовали круизные тарифы на следующий год и открыли продажи. Понятное дело, были очень серьезные опасения относительно того, будет ли вообще хоть какой-то поток. И хотя «ВодоходЪ» первым представил новые цены, свои тарифы повысили все без исключения круизные операторы. Причем, что важно, сделали это независимо друг от друга, предварительно просто подсчитав возможные расходы. И – о чудо! – у всех повышение оказалось примерно одинаковым, по крайней мере, у основных игроков - «Водохода», «Инфофлота» и «Мостурфлота», на уровне тех же 20-25%.
- Так вы же в одном «Речном альянсе», тут и договориться несложно – лично я слышал и такое мнение…
- Наверное, договориться можно, вступить, если угодно, «в преступный картельный сговор». Но он и не требуется, к сожалению, стоимость судового топлива выросла значительно, серьезно возросли все затраты, и именно на столько требуется поднять потребительские цены чтобы их компенсировать. Чистая экономика. Кстати, я и сам удивился, когда с разницей в несколько дней увидел на сайте коллег тарифы, аналогичные нашим. Да, мы члены одного альянса, но давайте не забывать, что мы, в первую очередь, конкуренты на одном и не особо большом рынке.
- Вы сказали, были опасения относительно того, придут клиенты, или не придут…
- Удивительное дело – пришли. Причем, буквально с первого же дня начала продаж. Причем, сейчас турпоток компании на 23% больше, чем в это же время год назад. Интересно при этом, что растет и число новых клиентов – тех людей, которые не могут воспользоваться нашей скидкой для постоянных клиентов, поскольку ни разу не путешествовали на судах компании. Сколько именно в процентах, сейчас не скажу, но люди идут. Правда, есть определенное опасение, связанное с тем, что туристы стали покупать туры меньшей продолжительности. Хотя, не исключено, это и не так. Ведь «старые» туристы по-прежнему приобретают длинные круизы, а вот новые для нас люди нередко берут речные путешествия покороче, что называется «на пробу».
- Как известно, «ВодоходЪ» предоставил хорошие скидки на раннее бронирование. Может быть, этим и объясняется текущий рост спроса?
- Действительно, размер самой ранней скидки составлял 15%, и это на 5% больше, чем в прошлом году. Что, в любом случае, несопоставимо с объемами роста круизных тарифов. Хотя, на первых этапах более высокая скидка и могла привлечь больше людей, но сейчас-то, в декабре, она несколько сократилась – до 12%, а продажи все равно продолжаются. И в январе будем смотреть по факту. Возможно, и продлим скидку в размере где-то 5-6%, но и не исключено, что вообще ее снимем.
- Какое круизное направление пользовалось в этот раз повышенным спросом?
- Лично я для себя понял раз и навсегда, что определить закономерность загрузки круизных судов нет никакой возможности. И если год назад максимально заполнялись московско-питерские рейсы, то в нынешнюю навигацию этого тренда уже не было. В этот раз замечательно, как никогда, продавались короткие туры Санкт-Петербург – Валаам, даже несмотря на дожди в начале лета, когда, казалось бы, спрос на трехдневки должен быть минимальным. Чем это обусловлено, скажу честно, не знаю.
- Как отразился на заполняемости и продажах прошедший в России чемпионат мира по футболу?
- На иностранном рынке он сыграл скорее негативную роль. Понятно, что болельщики и не собирались путешествовать на речных теплоходах, тем не менее, в этот период наблюдались некоторые заминки с загрузкой судов. Что было связано с международным авиатранспортом, цена на который резко выросла, да и свободных мест на рейсах практически не было.
- Еще какие-то новые тенденции и тренды речного рынка вы приметили?
- Довольно много наших постоянных клиентов из Москвы «уходят» в регионы. Но это скорее традиционная тенденция. Эти туристы путешествуют на наших судах, как правило, ежегодно, регулярно отправляясь в путь из столицы, а вот теперь решили начать круиз из Петербурга, Нижнего Новгорода или Казани. Кстати, лидером круизных продаж на 19-й год сейчас выступает теплоход «Александр Суворов», базирующийся как раз в Казани – на него реализовано больше всего путевок в предстоящей навигации. Причем покупают места главным образом москвичи, петербуржцы и нижегородцы. Казанские туристы начинают приобретать путевки обычно уже ближе к открытию навигации.
Водоход и его флот на двух рынках
- Какие теплоходы в круизную навигацию-2019 станут обслуживать российских путешественников?
- В Москве вновь будут находиться наши «премиальные» суда проекта Q-040 «Александр Пушкин» и «Максим Горький». И кроме них: «Константин Симонов», «Александр Радищев», «Феликс Дзержинский» и «Георгий Жуков». «Пушкин» и «Горький» снова пойдут по Волге в достаточно длительные рейсы. «Симонов» традиционно работает на недельной линии между Москвой и Питером. У «Радищева» смешанное расписание, в котором есть и оборотные петербуржские рейсы, и короткие трехдневные круизы, и туры по Волге. «Дзержинский» вновь работает на коротких, 3-4 дня, тоже уже традиционных для него маршрутах выходного дня. «Жуков» ходит в дальние, но недорогие круизы. Так что у россиян есть приятная альтернатива: «длинная Волга» на «Горьком» и «Пушкине», либо иные более экономные варианты.
В Казани, как я уже говорил, есть один «Суворов», больше там и не надо. В Самаре - два теплохода, «Сергей Кучкин» и «Семен Буденный». Соответственно, в Нижнем Новгороде, в сравнении с прошедшей навигацией, осталось лишь два судна, «Константин Коротков» и «Михаил Фрунзе». В городе на Неве на относительно длинном расписании работает «Виссарион Белинский». Хотя у него вновь предусмотрены короткие туры по 3-4 дня на Валаам, Кижи, но также есть и походы на Волгу, к примеру 17-дневный круиз до Самары. Еще в Петербурге представлены теплоходы «Юрий Андропов» и «Леонид Соболев». Последний работает на смешанном расписании от 3 до 6 дней: Валаам – Кижи – Петрозаводск, к примеру, или просто Валаам. «Андропов» же снова станет на короткие рейсы.
- Почему теплоходов в Нижнем станет меньше?
- Дело в том, что действовавшее в нынешнем сезоне круизное судно «Нижний Новгород» будет переоборудоваться до уровня «четыре звезды» по образцу теплоходов «Кронштадт», «Федин», «Чернышевский», реновация на которых прошла ранее. И оно тоже перейдет на зарубежный рынок. Модернизация будет проводиться в Нижнем Новгороде, продлится практически все межсезонье и завершится буквально к открытию навигации.
- А какие суда будут работать на иностранном рынке, представленном как всегда на единственной линии Москва – Санкт-Петербург?
- Конечно же, «Мстислав Ростропович» - «5 звезд», «де люкс». Далее идут «Георгий Чичерин», «Зосима Шашков», «Русь». А также уже названная триада переоборудованных лайнеров, к которым и добавится обновленный «Нижний Новгород». В отличие от остальных теплоходов, он будет работать на этом рынке впервые.
- Граждане каких стран представлены на каждом из этих лайнеров?
- Сейчас уже нет такого, как прежде, строгого деления «под кого-то». Эпоха иностранных фрахтователей, которые арендовали в сезоне по три-четыре теплохода, фактически закончилась. Скорее можно говорить, что на одном судне будут, к примеру, преимущественно немцы, а на другом – французы. Национальный состав везде смешанный. Зарубежные агентства могут свободно приобретать как блоки на наших судах, так и несколько мест, либо даже только одну каюту. Да и любой иностранный пассажир имеет возможность зайти на англоязычную версию «Водохода» и забронировать интересующий его круиз. Как и любой россиянин, если вдруг почему-то очень захочет, то тоже может здесь же оформить покупку. Правда, платить придется в валюте, да и далеко не дешево.
Подготовил Игорь Горностаев