Туроператорам, организующим круизный отдых, необходимы особые условия, чтобы их бизнес был выгодным, а люди смогли путешествовать по главным рекам страны за приемлемые деньги. О том, как подстегнуть развитие этого особого вида туризма, рассказали эксперты.
Иностранцев заместили
Рынок круизного туризма в России должен вырасти в 1,6 раза к 2030 году, говорится в принятой в прошлом году госпрограмме «Развитие туризма». Пока, кажется, все идет хорошо. Открывая круизный сезон в апреле в Волгограде, глава Ростуризма Зарина Догузова сообщила, что спрос на путешествия по воде растет — в этом году такой вид отдыха выберут около 700 тысяч человек, рассчитывают в ведомстве.
Круизы, по словам Догузовой, один из самых динамично развивающихся сегментов путешествий. Путешествия по российским рекам особенно любили иностранные туристы — но теперь в их отсутствие рынок перестраивается на местного потребителя, рассказал руководитель Комитета по внутреннему туризму Российского союза туриндустрии Илья Уманский. «Наши люди поедут в круизы по другому, более низкому ценнику, но для компаний это возможность сохранить поток», — уверен он.
Если в других сегментах глубина бронирования путевок сейчас относительно небольшая, например, туры на зарубежные курорты люди покупают за несколько недель, а иногда и дней до поездки, то круизы многие предпочитают заказывать сильно заранее. Глубина доходит до года — то есть, только вернувшись из одного путешествия, люди уже думают о следующем отдыхе, объяснил Уманский.
Речной лоукостер
С прошлого года речные круизы можно покупать по программе туристического кешбэка, что, по данным Ассоциации туроператоров России, способствовало увеличению спроса на них на 25-30 процентов. За весеннее окно продаж количество бронирований круизных туров по сравнению с прошлым годом выросло в семь раз, отметили в Ростуризме. Всего, по словам Зарины Догузовой, с начала года круизы с кешбэком уже купили около ста тысяч человек.
Возврат пятой части стоимости тура позволил отправить теплоходы в первые майские круизы практически со стопроцентной загрузкой, рассказала директор по развитию компании, специализирующейся на круизах, Светлана Гончарова. На корабле среднего класса один день путешествия по воде с полным пансионом обойдется в шесть тысяч рублей, есть предложения и с более низкой ценой — от трех тысяч рублей в день.
Туроператоры даже ввели специальный «речной лоукостер», позволяющий туристам собрать свой недорогой пакет отдыха: им будет доступна вся инфраструктура и активности на лайнере, в программу можно включить или, наоборот, исключить из нее некоторые экскурсии, а питаться только завтраками.
Цены на отдых премиум-класса начинаются от восьми тысяч рублей в сутки, отметила Гончарова. Но самый востребованный сегмент — люксовый, где средний прайс составляет 12,5 тысячи за один день путешествия. За такие деньги обещают размещение в каютах высочайшей комфортности с балконом, блюда высокой кухни в ресторане и специальные экскурсионные программы.
В целом же, по словам эксперта, круизный отдых — наиболее универсальный. Он включает в себя и экологический, и исторический, и гастрономический туризм. В плавание можно отправиться всей семьей или выбрать теплоход только для взрослых: услуга «круиз без детей» — новинка сезона.
Новые суда и дешевая горючка
Самые судоходные реки России — Волга, Дон и Кама. Путешествуя по популярному маршруту из Москвы в Петербург, можно пройти по Волго-Балтийскому каналу, Ладожскому и Онежскому озерам. Один из самых долгих круизов — из Москвы в Астрахань и обратно — длится двадцать дней и проходит через 14 регионов. Вояж по Дону включает прохождение 15 регионов.
В такой поездке любой человек способен открыть для себя Россию, не сомневается замглавы Комитета Госдумы по развитию туризма Сергей Кривоносов. Однако чтобы эта сфера и дальше развивалась, а туры становились доступнее, туроператорам нужна поддержка. «Нужно освободить их от налогов, в первую очередь от НДС, — уверен депутат. — Не нужно бояться выпадающих доходов — увеличение турпотока принесет в казну еще больше. Другая задача — расширять речной и морской флот, например, за счет аренды судов у того же Китая. И, конечно, вопросом особой важности является цена на топливо для теплоходов. Она должна быть особой, ниже рыночной — только это позволит специфической круизной сфере развиваться».
Свои предложения Сергей Кривоносов направил в Администрацию Президента РФ, обратив особое внимание на морские круизы, которых в стране совсем мало. В Черном море, по его словам, ходит единственный теплоход, и тот весьма древний. «А ведь было поручение президента об организации такого вида отдыха — оно, считаю, пока не выполнено», — вздохнул депутат.
Инфраструктура круизного туризма сильно устарела: необходимо очищать фарватеры рек, обновлять шлюзы, модернизировать суда. Об этом сказал первый вице-президент АТОР Владимир Канторович. Он напомнил, что круизный сезон в России недолгий — максимум 140 дней в году, а в Сибири еще меньше. Чтобы обеспечить окупаемость этому виду деятельности, потребуется дополнительная господдержка, считает эксперт.
«Парламентская газета»