Все меньше становится не только теплых, но и просто солнечных денёчков. Казалось бы, еще совсем недавно, месяц назад, все мы не знали куда деться от небывалой жары, и вот уже с тоской вспоминаем прошедшее лето. В нынешнем году оно, как будто по команде, ушло от нас ровно с приходом первого дня осени. Недолго порадовавшись долгожданному похолоданию, отдельные любители путешествий буквально тут же кинулись в погоню за ускользающим высоким сезоном. Обратив свое внимание, в том числе, и на речные лайнеры, взявшие курс на южные направления. Ну а самый что ни на есть южный, а значит и наиболее теплый город на речных круизах нашей страны, конечно же, Астрахань.
… Наш четырехпалубный круизный лайнер «Владимир Маяковский» прибыл в астраханский порт утром 8 сентября. Побывав однажды в этих краях в июле, мы и в начале осени ожидали, если и не запредельной, то все равно жаркой погоды. Однако на термометре значилось «всего» +23 градуса, пусть и было солнечно. Вроде не так много, но в Москве в тот день отмечалось +10 и пасмурно, а в Перми - «родном» городе нашего теплохода, и вовсе +8, ветер и дождь. Лишний раз убеждаешься, что окружающий мир можно познавать в сравнении.
Особенности судоходства на Нижней Волге
Как считается, настоящая Нижняя Волга начинается от Волжских шлюзов, что несколько выше центральной части Волгограда.
После своей завершающей платины главная река страны течет до Астрахани в естественном русле, как и в своем верховье. Однако в низовьях Волги, в отличие от ее верхнего течения, много всего, в зависимости от сезона, переменчивого.
Взять хотя бы средний уровень глубин, которые по весне возрастают на шесть и даже восемь метров. Что и понятно: в Каспийское море бурная паводковая вода по Волге прибывает практически со всей центральной России. Благодаря чему, происходит переформирование речного ландшафта на всем участке протяженностью 500 км, на котором и в более спокойное время множество различных перекатов и колен.
Что касается судоходства, то весной по «большой воде», как называют этот период речники, навигационной обстановки еще практически нет, буи стоят только в поворотах. Движение судов затруднено также и из-за сильного течения. А после завершения сезонного стока, в очередной раз непредсказуемо трансформируется волжское русло: что-то, как те же перекаты, смещается, а главное - меняются навигационные глубины. Чему способствует мягкое песчаное дно на всем протяжении течения реки.
В этот сложный период в Астрахань отправляются не многие круизные суда. Впрочем, и в середине лета, и даже по его завершению тоже наблюдается значительное течение и далеко не редкость мели, хотя гарантированная глубина на этом волжском направлении в том же сентябре составляет 3,8 метра. При осадке четырехпалубного теплохода где-то 3-3,2 метра, высокой скорости движения, да вдобавок и при сильном течении, прохождение от Волгограда до Астрахани чревато определенными рисками.
Потом, есть на этом маршруте и отдельные места повышенной сложности, к примеру, воложка Коршевитая или участок в районе Ахтубинска. На них предусмотрено одностороннее движение, и теплоходы, которые следуют сверху, по течению, имеют приоритет: идущие снизу суда обязаны их пропускать. Это железное правило обеспечения безопасности судоходства распространяется, в том числе, и на круизные теплоходы. Кстати, пассажирские лайнеры пользуются преимуществом быть первыми лишь при прохождении шлюзов, да то только в случае, когда судно следует по ранее утвержденному графику.
… Теплоход «Владимир Маяковский», уже поднимаясь от Астрахани, прошел эти непростые участки без задержек, поскольку пропускать встречные суда, число которых к осени заметно уменьшается, не пришлось. А как сказал капитан «Маяковского» Антон Карпов, бывает, что вынужденное ожидание прохода затягивается на час и более. Также по его словам, вниз наше судно шло со скоростью 27-28 км/ч, а вверх, из-за встречного течения, уже 17-18 км/ч. К тому же, нам еще повезло с погодой: было тихо и ночью ярко светила полная луна, поэтому видимость навигационной обстановки оказалась отличной, трудностей не возникало. В любом случае, заверил Антон Юрьевич, у тех судоводителей, что хотя бы раз в год спускаются до астраханского низа Волги, никаких проблем на маршруте не бывает.
Особенности речного путешествия на юг
Все сложности и перипетии прохождения непростой нижневолжской дистанции - и это абсолютно правильно, проплывают мимо пассажиров, уютно разместившихся на борту круизного теплохода. Кроме многочисленных окружающих красот, путешественников всегда интересует программа пребывания на судне. Ну и, конечно же, питание, что на пассажирском лайнере процесс особенный.
Организаторы круизов отлично знают, что каждый рейс не похож на любой другой. В зависимости от маршрута, его продолжительности и времени проведения, а главное, благодаря конкретному пассажирскому контингенту он имеет свои ярко выраженные особенности, свое лицо. Но есть и то, что объединяет поездки по их направлениям. Так, на Северо-западе водных путешественников обычно больше интересует информативная составляющая, они хотят многое увидеть и узнать. В южном же направлении туристов в большей степени привлекают бортовые развлечения и отдых, включая пребывание на природе. Но полноценных зеленых стоянок, к сожалению, здесь нет.
Небольшая пристань Никольское на маршруте не в счет, это скорее крупный рыбный рынок, наряду с Астраханью. Поэтому приобщаться к загородному времяпрепровождению приходится несколько выше по Волге, например, на острове Усовка, недалеко от Саратова. Во время трехчасовой стоянки пассажиры имеют возможность побродить в сосновом бору, в погожие дни искупаться и позагорать, а заодно и поучаствовать в различных спортивных мероприятиях.
Широкая развлекательная программа предусмотрена и на борту. На «Маяковском», опять же в жаркое время, гостей теплохода ждет веселая водная феерия с непременным обливанием водой ее участников, а также традиционное театрализованное шоу «Праздник Нептуна». К тому же, на протяжении всего пути туристов постоянно куда-то, да приглашают: в разнообразные кружки – танцевальный, рукоделия, астрономический; на популярные клубные игры - «Мафия», «Шпион», «Что? Где? Когда?»; на интерактивные программы, веселые конкурсы и викторины.
Круизные пассажиры становятся зрителями, а иной раз даже участниками спектаклей и постановок, перед ними выступают профессиональные певцы и музыканты. Завершает насыщенный круизный день неизменная дискотека.
Кроме того, регулярно по судовому радио транслируется путевая информация о наиболее интересных местах на маршруте, а на стоянках в крупных городах пассажиров ждут автобусные экскурсии. Отдельно отметим, что организаторы на «Владимире Маяковском» не ограничились только увеселительными мероприятиями. После отхода от Волгограда у нас на борту прошел митинг памяти павших в Сталинградской битве, а затем состоялось чаепитье для ветеранов и детей войны.
… На теплоходе «Владимир Маяковский» директор круиза Светлана Киселева работает уже седьмую навигацию, а впервые на круизный флот она пришла в конце далеких уже 70-х годов, так что о тонкостях речных путешествий Светлана Анатольевна знает буквально всё. В ее ведении находятся бригада из 12 сотрудников, включая семерых артистов, которые и создают особую атмосферу беззаботности и праздника на судне. К тому же, ответственность перед туристами практически за все организационные процессы и еще многое другое, что может произойти в поездке, тоже ложится на дирекцию круиза. Хотя самый главный человек на круизном лайнере – его капитан.
Нижняя Волга и еще ниже
По прибытии теплохода в Астрахань, наш путь лежал в дельту Волги, куда выехала небольшая группа счастливчиков из 17 человек. Пара часов на автобусе, и вот мы уже на берегу Бахтемира — основного рукава Волги в ее низовье. После того, как туристы разместились в коттеджах на турбазе, им предложили рыбалку и прибрежный отдых. Но самое основное, ради чего многие из нас и прибыли сюда - знаменитые лотосы, целые плантации, что продолжают цвести и в начале сентября.
К ним доставляют на катере, и открывающееся зрелище великого множества огромных нежно-розовых цветов, усеявших спокойную водную гладь, вряд ли может оставить кого-то равнодушным.
… Теплоход «Владимир Маяковский» судоходной компании «ВолгаWolga», вернувшись из астраханского похода, еще раз в нынешнем сентябре отправился по южному маршруту, но его путь в этот раз ограничился Волгоградом. А уже 2 октября навигация-2022 для лайнера, с его приходом в порт приписки Пермь, подойдет к завершению. В следующем сезоне круизное судно дважды пойдет в Астрахань, куда прибудет в конце августа и вновь в начале сентября.
Кроме того, другой теплоход речного оператора «ВолгаWolga» - «Павел Бажов», в 2023 году станет регулярно брать курс на самый южный порт российских круизных туров. Причем, во время проведения майских рейсов его туристы, которым повезет съездить в волжскую дельту, смогут приять участие в интереснейшей программе бёрдинга – наблюдение за миграцией перелетных птиц, которые здесь обитают или останавливаются на отдых. Что еще важно, сесть на круизные суда «ВолгаWolga» можно практически в любом месте их захода по астраханскому и любому другому маршруту.
Игорь Горностаев