В 2022 году водный транспорт перевез по Волге и другим рекам Татарстана 293 тыс. туристов, что в 1,6 раза больше круизного объема предыдущего года, сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства республики Фарит Ханифов на недавней коллегии министерства. При этом количество заходов туристических теплоходов в порты Татарстана, по его словам, возросло вдвое, до 2,2 тыс.
Также в прошлом году перевезено 330,1 тыс. пассажиров. «Для организации пригородных пассажирских перевозок речным видом транспорта по 10 социально-значимым маршрутам в 2022 году было задействовано 9 пассажирских теплоходов, 7 причалов и 11 дебаркадеров», - отметил Фарит Ханифов. Тем не менее, этот показатель на 1,2% меньше показателя 2021 года, однако, есть все предпосылки увеличить пассажиропоток на регулярных рейсах, заявил министр. «На возмещение выпадающих доходов организациям водного транспорта, связанных с применением регулируемых тарифов и предоставлением льгот отдельным категориям граждан в 2022 году, выплачено субсидий на сумму 95,7 млн рублей», - уточнил Фарит Ханифов.
На сегодняшний день минтрансом РТ разработан «План мероприятий по обновлению и ремонту пассажирских судов и дебаркадерного хозяйства», которым предусмотрено приобретение двух скоростных теплоходов «Метеор–2020» и одного водоизмещающего судна А217, предназначенного для перевозок 176 пассажиров. Ведется ремонт и действующего флота и причальной инфраструктуры. Реализация всех этих мероприятий позволит достичь на реках Татарстана к 2025 году объема туристических перевозок в 500 тыс. человек, заявил министр.
Далее, Чебоксарский речной порт в навигацию 2022 года принял более 71 тыс. круизных туристов. Более 19 тыс. пассажиров совершили поездки на скоростных судах «Валдай 45Р». Такие данные озвучил глава республики Чувашия Олег Николаев. Для сравнения, за сезон 2021 года, который проходил в период с апреля по октябрь, речпорт в Чебоксарах принял 427 судов и 55,5 тыс. пассажиров. Таким образом, рост количества круизных туристов в прошлом году составил 29%.
«Уверен, импульс задан, и речной туризм получит дальнейшее развитие благодаря запуску туристического маршрута «Великий Волжский путь» и связанных с ним туристическим программам. Соответствующее соглашение мы подписали в прошлом году в рамках Петербургского международного экономического форума с Ульяновском, Татарстаном и Самарской областью. И здесь, конечно, очень большое будущее», — отметил также Олег Николаев.
Чебоксарский речной порт расположен в центре города и занимает часть акватории и прибрежной полосы Чебоксарского водохранилища у устьевой части долины реки Чебоксарка, ниже каскада прудов Чебоксарского залива. Ежегодно в порт заходят около 400 круизных судов. Причальная стенка порта в Чебоксарах протяженностью 426 метров позволяет одновременно принимать до 15 теплоходов, в том числе 6 круизных. Порт обслуживает туристические и транзитные пассажирские суда, следующие до Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Уфы, Астрахани и Ростова-на-Дону.
И в заключение несколько слов о Волгограде. Два пригородных маршрута водного транспорта для обслуживания жителей утверждены в области на 2023 год. Соответствующий приказ комитета транспорта и дорожного хозяйства региона опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Перевозки пассажиров на судах «ОМ» будут выполняться по двум маршрутам: город Камышин — Николаевск, по Волге и город Волжский — СНТ «Строитель-1», по реке Ахтубе. В прошлом году пригородные речные перевозки пассажиров осуществлялись по тем же маршрутам.
А с 3 марта в Волгограде уже стартует речная весенне-летняя навигация. От городского речного вокзала начнет осуществляться перевозка до причала «Культбаза». Как сообщила пресс-служба администрации города, в ходе подготовительных работ специальная комиссия в течение февраля осмотрит береговую черту в местах причаливания судов, специалисты проведут замеры глубины русла.
До 23 марта в соответствии с утвержденным расписанием теплоходы будут совершать на маршруте четыре рейса по средам, пятницам, субботам и воскресеньям. Ближе к открытию дачного сезона и с увеличением пассажиропотока частота поездок судов начнет постепенно увеличиваться. Как только позволит гидрологическая обстановка, речной транспорт выйдет и на другие маршруты.
Кроме того, продолжает работать круглогодичный маршрут «Руднева – остров Сарпинский», ежедневно теплоходы выполняют здесь по десять рейсов. Улучшение транспортного сообщения между материком и островом стало возможным после перехода в 2017 году речных перевозок под контроль муниципалитета. Ежегодно количество пассажиров, перевезенных судами Волгоградского пассажирского порта, увеличивается и в конце минувшего года достигло 675 тыс. человек.
Иван Коблов