GTLK FNB 1123Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) законтрактовала 82 судна в рамках стартовавшей в 2023 году программы строительства гражданского флота с финансированием из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Об этом сообщил заместитель генерального директора ГТЛК Владимир Добровольский, выступая на выставке-форуме «Транспорт России».

По его словам, спрос на пассажирские суда большой, поэтому компания старается контрактовать сейчас те из них, которые были в плане на 2024-2025 годы. Так, объявлен конкурс на 19 скоростных судов: четыре теплохода «Метеор» на Зеленодольском заводе, а также «Метеоры» и «Валдаи» на ЦКБ им. Алексеева. В общей сложности в ближайшие пару месяцев планируется заказать 39 пассажирских судов.

В настоящее время по заказу ГТЛК строятся 44 пассажирских судна, из которых 30 будет спущено на воду в 2024 году. В том числе компания активно инвестирует в электросуда и круизный флот. Она также намерена принимать активное участие в реализации новой программы развития пассажирского флота, предполагающей строительство 200 судов с 2025 года.

ГТЛК — крупнейшая лизинговая компания России. Ее основные задачи: обеспечивать реализацию государственной поддержки транспортной отрасли, формирование эффективной инфраструктуры, привлечение внебюджетных инвестиций. При этом 100% акций компании находится в федеральной собственности.

Потребность в строительстве нового пассажирского флота в России составляет 360 единиц, сообщил на форуме «Транспорт России», прошедшим в Москве, заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай. По его словам, речь идет, в том числе, о строительстве электросудов и круизных лайнеров. В соответствии с приведенными им данными, к 2030 году речные пассажирские перевозки в России должны увеличаться более чем в два раза.

При этом представители отрасли в качестве главного препятствия для развития перевозок пассажиров по внутренним водным путям видят дефицит флота. На втором месте в числе сложностей называется нехватка причальной инфраструктуры, на третьем — мелководные участки на реках и каналах страны. Как сообщил временно исполняющий обязанности руководителя Росморречфлота Борис Ташимов, на первом этапе программы развития пассажирского флота планируется построить 18 судов и 10 причалов. Речные суда предполагается возводить за счет схем льготного лизинга, а причалы — совместно с субъектами Российской Федерации.

Напомним, в декабре 2022 года президент России Владимир Путин поручил правительству обеспечить за счет средств ФНБ софинансирование строительства до 2027 года гражданских судов водного транспорта. В феврале 2023 года правительством были подготовлены паспорта инвестпроектов по строительству 260 единиц водного транспорта, включая 73 пассажирских.

 

Сергей Кузнецов