PrichSPb m 124Санкт-Петербург как устьевой город-порт обладает обширной сетью рек и каналов, по которым пролегают экскурсионно-прогулочные и транспортные маршруты. Объем пассажирских перевозок в Северной столице год от года увеличивается, однако ряд проблем замедляет этот рост. Сезонность использования водных путей увеличивает финансовые издержки и риски при организации перевозок.

Большей сложностью для города стала недоступность причальных стенок в историческом центре. Швартовка для лиц, не являющихся арендаторами, здесь была необоснованно высока, соответственно, как и стоимость экскурсионных поездок, что замедляло развитие туризма.

С целью демонополизации причального фронта в наиболее востребованных местах и повышения эффективности использования городского имущества Комитет по транспорту Северной столицы разработал проект «Городские причалы Санкт-Петербурга». В рамках него ведется формирование перечня городских причалов общего пользования, работы по их монтажу-демонтажу, техобслуживанию, уборке и тралению подходов для обеспечения безопасности перевозок.

Оператором проекта выступает подведомственное Комитету по транспорту ГКУ «Агентство внешнего транспорта». О положительном эффекте инициативы рассказал заместитель директора учреждения Дмитрий Куклин. «Комитет по транспорту в лице Агентства установил 21 городской причал, к которым любое судно за определенную оплату может пришвартоваться, чтобы провести посадку-высадку пассажиров», - сообщил он.

По словам Дмитрия Куклина, проект помогает судовладельцам продумывать и развивать новые маршруты, которые ранее были для них экономически нецелесообразны. Три судоходные компании осуществляют работу только через установленные причалы, в целом же через них проходят 56 регулярных экскурсионно-прогулочных маршрутов водного транспорта.

К примеру, совместно с АО «ВодоходЪ. Пассажирский Порт» Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга был запущен пилотный маршрут водного транспорта «Речной вокзал –Синопская набережная - Эрмитаж Нижний». Количество швартовок в рамках проекта, реализуемого с 2014 года, когда было установлено 4 причала, превысило 37,5 тыс. в 2023 году.

Для повышения качества и удобства пользования был создан программно-аппаратный комплекс контроля использования и оплаты услуг петербургских причалов. Перевозчикам была предоставлена возможность автоматически бронировать подходы к причалам и получать расширенную статистику причаливаний в течение всего срока действия договоров в личных кабинетах на профильном портале. А благодаря организации централизованной диспетчеризации и автоматической фиксации использования городских причалов повысился уровень контроля за безопасностью перевозок.

В 2024-2025 гг. «Агентство внешнего транспорта» планирует дополнительно оборудовать еще четыре пассажирских причала общего пользования. Помимо этого, идет подготовка инфраструктуры для электросудов.

 

По материалам «Морские вести России»