Baykal stroy Gm 724На озере Байкал планируется открыть новую судостроительную площадку в рамках программы развития круизного туризма, рассчитанную до 2030 года. Об этом сообщил заместитель начальника Межрегионального территориального управления Ространснадзора по Сибирскому Федеральному округу Андрей Цуканов.

По его словам, необходимо провести обновление флота, поскольку судам типа «Ярославец» - самым распространенным на Байкале, уже от 40 до 60 лет. Государство при этом поддерживает планы по замене судов, есть федеральная программа их дальнейшего развития. В то же время, на прибайкальской территории фактически утрачена инфраструктура для судостроения.

В настоящее время в районе крупнейшего пресноводного озера действует лишь одна судостроительная площадка Восточно-Сибирского речного пароходства (ВСРП) - на базе плавучего ДОКа в Иркутской области. Но она полностью загружена под нужды пароходства. Судоверфь в поселке Листвянка ликвидирована, на ее месте построили аттракцион «Колесо обозрения». Судоверфь в Улан-Удэ также закрыта, но ее и невозможно было использовать для строительства круизных судов, поскольку их нельзя спустить в озеро по Селенге. Гарантированная глубина этой реки составляет 1,1 м, а минимальная осадка круизного судна - от 2,4 м в зависимости от водоизмещения.

В настоящее время ВСРП строит одно круизное судно. Компания «Водоходъ» планирует строительство двух круизных теплоходов, но пока у нее нет стапельной площадки на Байкале. Обновлению и развитию байкальского флота мешает и отсутствие соответствующей инфраструктуры на берегу озера. Но основным стратегическим препятствием для развития байкальского флота является его изолированность от водных путей: вытекающая из озера река Ангара судоходна, но перекрыта тремя плотинами ГЭС, которые не имеют шлюзов для пропуска судов.

«Бассейн перекрыт полностью. Весь флот, который действует на Байкале, был построен здесь, или завозился сухим путем, поэтому новых крупных судов практически нет. Сейчас рассматривается вариант строить комфортабельные пассажирские лайнеры модульным способом - проектировать и изготавливать на судостроительных заводах в других регионах и завозить частями на Байкал. Но все равно нужна стапельная площадка для сборки модулей», - говорит Андрей Цуканов.

По его мнению, вариант создания такой площадки возможен в порту Турка в Бурятии. «Правительство республики поддерживает эту тему, так что возможно развитие судостроения на Байкале пойдет именно через Бурятию. Вопрос, конечно, очень сложный, потому что начинать в Турке им придется на пустом месте, фактически», - отметил замначальника Ространснадзора.

В свою очередь прокурор отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Дарья Лазук сообщила, что интерес к развитию судостроения на Байкале проявляют многие предприятия страны. «Мы проводили совещание рабочей группы, на которое привлекали судостроительные заводы со всей России. Государством поставлена задача: до 2030 года начать создание экологического флота на Байкале, это суда с электродвигателями, суда на альтернативных видах топлива. И многие предприятия высказали заинтересованность. Они готовы проектировать и строить такие суда для Байкала, в том числе, предусматривать модульную доставку и сборку на месте», - сказала она.

В настоящее время на озере Байкал в реестре маломерных судов зарегистрировано более 43 тыс. судов, в государственном судовом регистре - порядка 800 судов. Лицензии на коммерческую деятельность имеют 108 собственников 227 судов, из которых 70 - маломерных, 66 - регистровых и 91 судно - на воздушной подушке, которые используются только зимой на льду. По разным оценкам общий пассажиропоток на водном транспорте Байкала составляет около 2 млн пассажиров в год, при этом через Листвянку за навигацию проходит более миллиона пассажиров.

Baykal stroy 2 724И как стало известно, в нынешнем месяце Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) получила 914 млн рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на реализацию инвестиционного проекта по обновлению гражданского водного транспорта в России. Средства предоставляются в размере 1,5% годовых. За счет их ГТЛК профинансирует строительство круизного судна «Байкал» речного класса М-ПР 2,5 на верфи ООО «Эмпериум» со сдачей в сентябре 2026 года, сообщает пресс-служба компании.

Судно планируется построить на предприятии «Пермская судоверфь». Оно предназначено для совершения круизных туров в акватории величайшего озера-моря в период навигации. В межнавигационный период оно сможет использоваться в качестве плавучей гостиницы. «Байкал» будет иметь три пассажирские палубы, панорамный ресторан, а также открытые и внутренние зоны отдыха.

Судно станет обладать гибридным типом двигателя, а автономность его плавания составит 7 суток. Крейсерская скорость достигнет 10 узлов – около 20 км/ч. При этом за счет сравнительно небольшой осадки в 2,5 м судно сможет заходить на многие мелководные участки. Водоизмещение круизного судна «Байкал» составит около 650 тонн, длина - 54,6 м, ширина — 14,6 м, а пассажировместимость — 60 человек.

 

Иван Коблов