Injv Vodorod 824Прогулочно-экскурсионное судно проекта 00393 «Экобалт» на водородном топливе – первое в отрасли речного транспорта, было спущено на воду 22 августа на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» в Татарстане. Он станет основой при создании и обкатки соответствующих инновационных технологий, сообщила пресс-служба Минпромторга России. «Основное назначение опытного образца — стать платформой для создания и обкатки технологии, а также для разработки универсального функционального модуля энергетической установки на топливных элементах», — говорится в сообщении.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов в рамках рабочей поездки осмотрел производственные цеха Зеленодольского завода им. Горького, который входит в АО «Судостроительная корпорация «Ак Барс» одноименной холдинговой компании, а также ознакомился с новым водородным судном. Генеральный директор СК «Ак Барс» Ренат Мистахов рассказал о предыстории развития предприятия в части внедрения новейших технологий в судостроении. Среди наиболее высокотехнологичных проектов, реализованных заводом за последние годы, он назвал суда на подводных крыльях (СПК) «Метеор», скоростные пассажирские теплоходы проекта А145, судно с двигателями, работающими на сжиженном природном газе (СПК), проекта 03622 «Чайка» и лоцмейстерские суда ледового класса проекта BLV03.

Говоря о ходе строительства судна «Экобалт», Ренат Мистахов сообщил, что на сегодняшний день на нем смонтировано и подключено все основное оборудование, в частности, универсальный функциональный модуль энергетической установки с батареей топливных элементов, рулевая машина, подруливающее устройства, система связи и навигации. Кроме того, на территории завода компанией «Поликом» завершен монтаж и проведены испытания водородной заправочной станции.

«Имея опыт строительства и эксплуатации судов на традиционных видах топлива и СПГ, считаем, что одним из главных преимуществ энергоустановок на топливных элементах, по сравнению с традиционными дизельными двигателями, будут являться значительно меньшие показатели уровня шума и вибрации, эффективное использование топлива и высокий КПД. В этом мы сможем убедиться в период испытаний и последующей эксплуатации судна», — сказал Ренат Мистахов.

Проектантом водородного судна выступает ЦКБ «Балтсудопроект» ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ), разработку и изготовление такой установки для проекта выполнил Научно-производственный комплекс водородной энергетики КГНЦ.

«На сегодняшний день применение альтернативных видов топлива, в том числе водородного и газомоторного, обусловлено целым рядом факторов. В частности, при разработке опытной энергетической установки на водородных топливных элементах мы основывались на необходимости достижения параметров мощности с соблюдением требований как существующих, так и перспективных экологических норм», - заявил генеральный директор Крыловского научного центра Олег Савченко.

Благодаря совместной работе Крыловского центра и Зеленодольского завода разработана технологическая база для создания экологически чистого транспорта на водородном топливе — направление, которое обладает значительным потенциалом развития. Рассчитываем, что после обкатки эти решения будут тиражироваться и на другие проекты, подытожил Альберт Каримов.

Как сообщалось ранее, в сентябре 2022 года Зеленодольский завод им. Горького и Крыловский государственный научный центр из Санкт-Петербурга договорились о строительстве первого в России судна с энергетической установкой на водородных топливных элементах. Его закладка состоялась в конце февраля 2023 года. Технические характеристики проекта следующие: длина — 15,4 м, ширина — 3,3 м, пассажировместимость — 10 человек, экипаж — 2 человека, осадка — около 0,54 м; скорость на тихой воде — до 12 км/ч, продолжительность рейса — 5 часов. Передача судна в эксплуатацию планируется до конца года.

 

Сергей Кузнецов